«Междунаро́дный день цыга́н» — интернациональный праздник, который отмечают цыгане по всему миру ежегодно 8 апреля.
Цыгане являются носителями культурного наследия, для сохранения которого 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый конгресс цыган, на котором присутствовали цыганские делегаты из тридцати государств планеты.
В том же году в английской столице был создан Международный союз цыган. Главными итогами Первого всемирного цыганского конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие цыганских национальных символов: флага и гимна. День начала I всемирного цыганского конгресса, день самоопределения нации, день цыганского флага и день цыганского гимна — всё это может по праву отмечаться 8 апреля, но Международный союз цыган решил объединить все эти даты под единым названием — «День цыган».
А теперь несколько слов об истории цыган. Уже абсолютно точно установлено, что предки цыган были выходцами из Индии, относились к касте профессиональных танцоров, певцов и музыкантов, имели статус «неприкасаемых». Самой ранней датой их исхода из Индии считается 420 год до н.э. Об этом, в частности, рассказывает Фирдуоси в поэме «Шахнаме».
Можно предположить, что к моменту исхода из Индии цыгане были этнически и этнографически однородны. Но позже. живя в тесном контакте с другими народами, они впитывали чужой язык, обычаи, культуру. Какая-то часть цыган прекращала движение по миру и оседала в тех или иных регионах, другие же продолжали кочевье. Так или иным образом в мире образовалось множество цыганских этногрупп. Цыгане разных этногрупп, как правило, занимались каждая своим ремеслом. К примеру, кэлддэрары славились как искусные лудильщики, некоторые группы специализировались на плетении корзин, изготовлении деревянной посуды, дрессировке животных, занятиях лошадьми, ювелирным делом и т.д.
В Россию цыгане приходили в самое время и самыми разными маршрутами. В «русской» этногруппе было найдено немало слов немецкого и польского происхождения, в отличии от диалекта южных цыган, приникших в Россию из Византии.
Во второй половине XIX века на территории современной Румынии и Югославии возник мощный импульс, социальный взрыв, разметавший цыган по всем уголкам Земного шара.Эта «взрывная волна» увлекла и цыган венгерского этнического ареала. Этого было достаточно, чтобы в течение чуть более полувека кэлдэрары (лудильщики) заполнили весь мир. Видимо, между родами, которые стали к тому времени многочисленными, существовал заметный антагонизм, который, по-видимому, и «взорвал» цыган изнутри. Цыган часто преследовали как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. В некоторых странах Европы их разрешалось убивать для спортивного развлечения, на них могли охотиться. Во время Второй мировой войны в Европе было уничтожено ок. 500 тысяч цыган. Многие цыгане перешли к оседлости.
В религиозном сознании цыган мирно уживаются вера и суеверие, что связано с их изначально языческим мироощущением. В процессе движения по миру они всегда воспринимали религию того народа, на территории которого проживали. И поэтому цыгане-кэлдэрары, населяющие Россию, исповедуют православие, из которого позаимствовали некоторые обряды и праздники – Троицу, Рождество, Пасху и т.д. Вместе с тем цыгане верят в вещие сны. Существует цыганский сонник, на каждый случай жизни – свой сон. Очень стойка и вера во всякого рода фетиши. Фетишем может быть змеиная шкурка, зашитая в бумажник, лягушачьи косточки, головка летучей мыши и т.д.
Когда речь заходит об образе жизни цыган, почему-то всегда возникает эпитет «кочевой». Такое определение верно лишь отчасти. В мире проживает немало кочевых народов, но цыгане совершенно непохожи на них. Внутреннее социальное устройство цыганского табора довольно сложно и регламентируется системой патриархальных раннеобщинных пережитков. В этом смысле прогресс человеческой цивилизации почти не затронул цыган.
В костюме, искусстве и бытовой культуре цыгане позаимствовали элементы у народов, среди которых жили, но и сами внесли существенный вклад в культуру этих народов. В мелодиях румынских и венгерских скрипачей, испанском танце фламенко сказалось значительное влияние цыганского фольклора.
Особая роль в таборе принадлежит вожаку, «баро шэро» (большая голова), «барону», это лицо выборное. Обычно вожаки – люди пожилые, умудренные опытом, уравновешенные, красноречивые. Одним из важных общественных институтов в цыганской среде является суд, потерпевшая сторона приглашает издалека представителей родов, пользующихся у цыган авторитетом. Суд тщательно знакомится со всеми тонкостями дела, многое суд принимает на слово, обе стороны произносят клятву перед иконой. Разоблаченный обманщик и клятвопреступник с позором изгоняется из табора, а весть об этом моментально облетает всех цыган. Либо суд накладывает штраф, имущество неплатежеспособного продается с молотка. В разбирательстве могут принимать участие все жители табора, включая женщин и детей.
В таборе существует имущественное расслоение – есть богатые и бедные, но законы таборной жизни противодействовали какой бы то ни было форме эксплуатации.Так, у цыган с давних пор бытует обычай «общего котла». Все, что добывалось, справедливо делилось между членами табора. Не обходили вниманием стариков и нетрудоспособных. Деньги распределяются согласно доле каждого члена артели и это довольно живописная сцена. Дележка денег имеет огромное нравственное и воспитательное значение.
С кочевой жизнью связана необходимость в применении знаков дорожного общения. Найдя дорожный знак, цыгане могут не только выяснить направление движения табора, они прочтут в нем, допустим, предостережение, что по той или иной дороге ехать не следует. Шпэра (знак) показывает, в каких местах к цыганам благоволят, а в каких – нет. Также известна так называемая «цыганская почта» («цыганское радио»). Когда встречаются два табора или даже просто два цыгана, по неписаному закону они обязаны обменяться всеми последними новостями. Если же учесть мобильность цыган, становится понятной та невероятная скорость распространения информации в их среде.
Образ жизни цыганской семьи и каждого ее члена от рождения до смерти достаточно жестко регламентирован бесчисленными ритуалами, подчинен интересным и многообразным традициям. Только благодаря их неукоснительному соблюдению, цыгане смогли уцелеть как народ, не ассимилироваться, не лишиться своего национального лица, хотя во все времена находились на положении изгоев.
Детство у цыган – пожалуй, самая счастливая пора. Взрослые стараются уберечь детей от многочисленных тягот, связанных с кочевой жизнью. На них не распространяются никакие ритуальные ограничения, им позволено все. Неназойливый присмотр за ними ложится на старух, как и все бремя воспитания. Ведь часто случалось так, что родители подолгу отсутствовали в таборе, отправляясь на заработки.
Среди детей отчетливо видна ответственность старших за младших, сызмальства они приучаются делиться друг с другом, не капризничать, в общем, быть самостоятельными. С самого раннего детства они приобщаются к труду. Цыганские дети ходят в школу, но девочки старшую школу уже не посещают. В четырнадцать-пятнадцать лет многие, как правило, уже обзаводятся своими семьями.
Нередко детей сватают еще с рождения или в раннем детстве. Едва ли не у всех цыган принято выплачивать за невесту калым. Но порой бывает, что двое любящих вынуждены идти против воли родителей и тогда вступает в силу обряд умыкания невесты. Бывают перекрестные браки, где две семьи роднятся и выдают замуж невест с обоих сторон.
Женщины и мужчины в цыганской семье неравноправны. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Так, по отношению к женщине существует длинный «список» ритуальных ограничений, общий смысл которых заключен в формуле: цыганка, вышедшая замуж, считается нечистой. Любой предмет, который переступает цыганка, считается нечистым и непригодным к употреблению. Согласно цыганским законам, вся одежда женщины, особенно юбка и туфли, считается нечистой. И лишь для фартука делалось исключение. Большим позором считается, если женщина коснется юбкой мужа или другого мужчины. Впрочем, иногда цыганки делают это нарочно, в качестве мести за понесенную обиду. К примеру, если цыган нарушает слово, данное им при сватовском сговоре, цыганка имеет право осквернить его своей юбкой, набросив ее на голову обидчику. Дабы смыть позор, цыган должен в этом случае либо жениться на обманутой, либо выплатить ей значительную денежную компенсацию. То же право остается за женщиной, уличившей мужа в супружеской неверности. Оскверненный мужчина – словно «прокаженный» в цыганском обществе. Никто даже не имеет право поздороваться с ним за руку. Оскверненным считается и его жилище. Если, к примеру, вы случайно зашли в дом к оскверненному и он не предупредил вас (что обязан сделать по закону) о своем статусе, то табу падет и на вашу голову. В лучшем случае цыганский суд заставит вас заплатить солидный штраф, чтобы смыть с себя пусть и нечаянный позор.
Особая система запретов действовала по отношению к роженице, когда ни цыгану, ни цыганке не дозволено оказывать помощь при родах. Этот запрет сейчас смягчен и к роженице допускается муж и пожилые женщины. После родов изоляция роженицы длится три недели. Через две недели все, чем пользовалась роженица, выбрасывается.
С раннего детства табу входят в жизнь цыган и они вовсе не делают их жизнь невыносимой. Проблема ежедневного заработка лежит на плечах женщин. Традиционные методы добывания средств к существованию – гадание и попрошайничество. В большой цыганской семье, где у молодухи работы всегда по горло, в первые годы замужней жизни ее не используют в качестве добытчицы. Но вот в семье появляется новая молодуха и освобождает руки предыдущей. Старых женщин глубоко почитают.
Мужчины же занимаются в таборе ремеслом. Некоторые цыгане переквалифицируются, например, занимаются изготовлением мягкой кровли домов или занимаются электросварочными работами.
Для семей цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между любыми людьми одного поколения и иерархическое первенство представителей старшего поколения. Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.
Одежда шилась из покупных тканей. Женщины носили несшитые юбки с оборкой внизу, сильно присборенные фартуки, кофты, как правило, с широкими рукавами и глубоким вырезом. Обязательный атрибут костюма замужней женщины – платок, который завязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади), а также украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки, не шее носили монисто, на голове – платок, обшитый мелкими золотыми монетками. Мужской костюм – шаровары, сапоги, пиджак, жилетки, яркие шелковые рубашки. В семье ели обычно вечером, когда мать возвращалась из города или из деревни с тем, что заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у цыган – знак взаимного уважения и дружбы. Отказаться от угощения значило нанести оскорбление. На больших праздниках мужчины и женщины сидели отдельно.
Традиционные праздничные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой; густой суп с мясом, перцем, помидорами, картошкой; голубцы; сладкое блюдо – рулет из пресного теста с творогом и изюмом.
«Международный день цыган» — событие не только для самих цыган, но и для почитателей цыганской культуры. В новейшее время цыгане – одна из наиболее бесправных и дискриминируемых групп населения. В резолюции специальной группы Совета Европы за 2010 год изложены рекомендации по защите цыган, в том числе оперативная реакция на все виды нарушения прав человека применительно к цыганам, отказ от сегрегации цыган в школах, обеспечение социальной адаптации цыган и др. В 2013 году Правительство Российской Федерации приняло комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган Российской Федерации.