Версия для слабовидящих

Новости

"Он награждён каким-то вечным детством"

Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать.

Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.

Русский поэт, прозаик и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе родился 10 февраля 1890 года.  Борис Леонидович Пастернак прожил долгую жизнь, но оставил после себя не так уж и много. Его лирические произведения умещаются в один большой том. Объясняется это просто: творчество требует много времени, а его поэту катастрофически не хватало. вот малоизвестные факты о настоящем мастере слова.

 Все собрания сочинений приводят два стихотворения Пастернака для детей, — «Карусель» и «Зверинец». Оба довольно объёмны и оба в 1920-е годы выходили отдельными изданиями. Дело не в них. А в «странном», по словам Тынянова, определении поэзии, которое однажды дал сам Пастернак:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты — лето с местом в третьем классе,

Ты — пригород, а не припев.

«Детство, не хрестоматийное “детство”, а детство как поворот зрения, смешивает вещь и стих, и вещь становится в ряд с нами, а стих можно ощупать руками» (Ю.Н.Тынянов). Как не вспомнить тут строчки Анны Ахматовой, сказавшей о Пастернаке: «Он награждён каким-то вечным детством». Это многое объясняет. Вероятно, только такой человек мог написать одну из лучших в русской литературе повестей о детстве — «Детство Люверс».

В жизни писателя много удивительных фактов. Когда Борису исполнилось восемь, с ним произошёл несчастный случай – он упал с лошади. Метр вправо, метр влево, и всё могло закончиться трагически. Но ему повезло: пострадала только нога, которая срослась с укорочением. О военной службе не могло быть и речи.

Пастернак не раз повторял, что всем в жизни он обязан родителям: отцу – выдающемуся художнику, и матери – превосходной пианистке. Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками, в их числе Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Сергей Иванов, Николай Ге. В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Лев Толстой; устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Мария Рильке. В 13 лет под влиянием композитора Александра Скрябина Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).

 Но взгляды на воспитание подрастающего сына у родителей были разные. Глава семейства настаивал на скорой самостоятельности, а мать, наоборот, баловала сына и поощряла его увлечения. Так, в 1911 году она передала сыну 200 рублей  На тот момент это была огромная сумма и на эти деньги Пастернак год учился в Марбургском университете, изучая философию.

Пресловутая графа номер пять в анкете для Пастернака закрывала двери во многие учебные заведения. Нельзя сказать, что будущий поэт не боялся или ему было всё равно, как сложится его судьба. Он переживал и думал над предложением философа Германа Когена остаться в Германии, продолжить обучение с перспективой работы преподавателем в университете. Но его уже манила и звала писательская стезя.

После возвращения из Марбурга Пастернак поступил на службу домашним учителем в семью богатого коммерсанта Морица Филиппа. Поместье, в котором два года жил и работал начинающий поэт, было до основания разрушено во время революции. Вместе с ним в небытие ушли и ранние произведения Пастернака.

Особую роль в судьбе писателя сыграла Марина Цветаева. Их объединяло многое: оба вышли из интеллигентных профессорских семей, оба получили хорошее образование и страстно любили поэзию. Долгое время они вращались в одной среде, но всегда им что-то мешало заговорить друг с другом. Образовавшийся барьер между ними был сломлен после эмиграции Цветаевой в Берлин, когда между ними завязалась долгая и трогательная переписка. Это был настоящий роман в письмах.

Борис Пастернак и Марина Цветаева увиделись спустя много лет в Москве. Поэтессе всегда была в немилости у Советской власти и испытывала крайнюю нужду. Пастернак никогда не отказывал в помощи: снабжал Марину и её семью деньгами и продуктами. Помог он собраться и в эвакуацию во время Отечественной войны. Для упаковки вещей он взял верёвку, и, смеясь, уверял подругу в её неимоверной прочности, мол, она всё выдержит, хоть вешайся. Через некоторое время пришла весть о самоубийстве Цветаевой в Елабуге: она повесилась именно на этой веревке.

Пастернак всю жизнь мечтал написать настоящий роман. Каждый раз после той или иной повести он говорил, что вот этому небольшому отрезку, кусочку предстоит большая судьба – он обязательно разовьётся в нечто масштабное. И он его создал. Если говорить кратко, то работа над романом «Доктор Живаго» заняла десять лет. Став, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман представляет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода с начала столетия до Великой Отечественной войны. «Доктор Живаго» пронизан высокой поэтикой и сопровождён стихами заглавного героя. Во время работы над романом Пастернак не раз менял его название — «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет». Роман  затрагивает сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории и христианства.

Он долгое время был запрещён на родине писателя. Впервые был опубликован в Италии и удостоен Нобелевской премии — «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», после чего он подвергся травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег и в результате был вынужден отказаться от премии.

Пастернак остался на Родине. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

 Летом 1959 года Пастернак начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели. Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгких в подмосковном Переделкино 30 мая 1960 года на 71-м году жизни. Проводить его в последний путь, несмотря на опалу поэта, пришло много людей (среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Кайсын Кулиев).

У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков..

Реабилитация

Негативное отношение советских властей к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В 1965 году в серии «Библиотека поэта» было опубликовано почти полное стихотворное наследие поэта (известное как Синий Пастернак).

В 1988 году роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый мир»). Летом 1988 года был выписан диплом Нобелевской премии Пастернака. Он был послан в Москву наследникам поэта через его младшего друга, поэта Андрея Вознесенского, приезжавшего в Стокгольм. 9 декабря 1989 года медаль Нобелевского лауреата была вручена в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в том числе полное собрание сочинений в 11 томах (издательство «Слово», 2003—2005). В конце XX — начале XXI века в России были изданы многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.

Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к свету и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

(Борис Пастернак. «Смерть сапера»)

В публикации использован материал: https://obrazovaka.ru/essay/pasternak/interesnye-fakty-iz-zhizni

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.