30 июля 1511 года родился Джорджо Вазари — итальянский живописец периода маньеризма, архитектор и писатель. Его прославили не столько картины, сколько его труд по истории искусства XIV-XVI веков - знаменитые «Жизнеописания». Живописец был весьма небедным человеком. Но, как говорил сам Аретино (это его прозвище), влекла его не нажива, а слава.
Вазари является основоположником современного искусствознания. Больше двадцати лет Джорджио Вазари работал над «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Хотя и до него были авторы, описывавшие судьбы художников, именно Вазари-Аретино считают предтечей искусствознания и даже основоположником этой науки — настолько масштабным был его труд, охвативший биографии 178 итальянских творцов эпохи Возрождения и сменившего её периода маньеризма. Главные достижения Вазари — целенаправленный исследовательский подход, систематизация данных и попытка создать целостную картину истории искусства.
Джорджо Вазари интересен и как художник — мастер религиозного и мифологического жанров, баталист и портретист. Чтобы иметь представления о маньеризме, достаточно взглянуть на эти работы — и станут ясны особенности стиля. Вазари писал вычурные, композиционно сложные картины, насыщенные аллегориями.
"Аллегория правосудия"
Творчество Джорджо Вазари было многоплановым: он писал на холсте и дереве, работая маслом и темперой, расписывал фресками храмы, получил определённую известность в качестве архитектора.
Роспись свода Палаццо Веккьо
Довелось Джорджо Вазари учиться у самого Микеланджело Буонарроти, который был для него олицетворением гениальности. Но сам Аретино не стал преемником идей Возрождения, которой была характерная ясность и простота. Затейливость и эффектность творчества Джорджо Вазари всецело отражает особенности эпохи, в которой ему довелось жить и за которыми скрывалось тревожное мироощущение и поиски новых художественных смыслов.