Образ Прекрасной Дамы в лирике поэтов Позднего Средневековья и эпохи Ренессанса считался главным источником их вдохновения. Франческо Петрарка стал тем, в чьем творчестве отобразились истинные чувства и душевные переживания. Музой всей его жизни стала златокудрая, загадочная Лаура. Кто она была – доподлинно не известно.
Но он воспевал ее на протяжении всей жизни. Девушка, возможно, даже и не догадывалась о чувствах Петрарки, но поэт был верен ей всю свою жизнь.
Родился итальянский поэт (1304 – 1374) в семье нотариуса. После смерти отца Франческо Петрарка получил в наследство только лишь рукопись Вергилия. Изучал право, но после окончания университета ему нужно искать средства к существованию и он решает посвятить себя литературе. В Авиньоне (Франция) получил духовное звание и поступил на службу к кардиналу Колонна, стал членом монашеского ордена францисканцев.
Находясь в Авиньоне, Петрарка впервые увидел Лауру. Это произошло 6 июля 1327 года у церкви Святой Клары.
Петрарка смотрит на проходящую мимо Лауру.
Был день, в который по Творце вселенной
Скорбя, померкло Солнце… Луч огня
Из ваших глаз врасплох застал меня:
О, госпожа, я стал их узник пленный…
Репутация златокудрой красавицы была безупречной: примерная супруга, многодетная мать 11 детей. Петрарка же был монахом, поэтому ему только и оставалось, что ловить ее взгляды в церкви и вздыхать, когда она проходила мимо по улице. Возможно, Лаура не знала о пылких чувствах тайного поклонника. Петрарка писал, что него есть только два мирских желания: Лаура и лавр (т. е. слава, поэт обыгрывал слово).
Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с обликом благого серафима
Она сравниться красотой могла.
В поэмах «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Маадонны Лауры» концепция любви целиком гуманистическая, чувство возникает бурно, принося радость и мучения, всеобъемлющая любовь и к Богу, и к человеку. Любопытно, что в подлиннике между двумя периодами - жизни мадонны Лауры и смерти мадонны Лауры, разбивки нет. Петрарка лишь вшил между ними белые листы. Он старался не замечать, что его возлюбленной уже нет в живых. Работа над книгами «Триумф Любви» и «Триумф Целомудрия» длилась до последних дней жизни поэта. Петрарка посвятил Лауре 336 сонетов, которые объединил в «Книгу песен».
Устав от суеты в Авиньоне, он удалился в селение Воклюз, где в уединении написал или задумал большую часть произведений, в том числе эпопею на латинском языке «Африка» о римском полководце Сцапионе, которая принесла ему славу великого поэта. Его труды в области античной культуры и филологии вкупе с литературным успехом принесли автору всенародное признание. В 1341 году Петрарка был венчан лавровым венком на Капитолии в Риме. В диалоге с Блаженным Августином в книге «О презрении к миру» раскрывается душевный разлад Петрарки, его бессилие примирить в себе старого и нового человека, нежелание отказаться от мирскх помыслов, от жажды знания, любви, богатства и славы.
По иронии судьбы Лауры не стало ровно через 21 год их знакомства. На полях рукописи Вергилия убитый горем поэт написал строки:
Погас мой свет, и тьмою дух объят —
Так, солнце скрыв, луна вершит затменье,
И в горьком, роковом оцепененье
Я в смерть уйти от этой смерти рад.
Потеряв Лауру во время чумы, Петрарка вернулся к «Триумфам». Незадолго до своей смерти поэт писал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме неё»...
В Милане, пользуясь своим положением, он убеждал перенести престол из Авиньона в Рим, призывал объединить Италию, но почти вся политическая деятельность была бесплодна. В конце жизни Петрарка вернулся к старой традиции, обратился от «низменного» жанра любовной лирики к «высокой» морально-аллегорической поэме в манере Данте. Незадолго до кончины создал автобиографию – «Письмо к потомкам». Умер в собственном имении Арква.
Среди наследия Петрарки – трактаты, сонеты, канцоны, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках. Главное его достижение – уход итальянской поэзии от мистики, отвлеченности и аллегоризма. Любовная лирика впервые в Италии стала объективным оправданием и прославлением реальной, земной страсти.