Приближается славный юбилей знаменитого на весь мир поэта рязанца Якова Петровича Полонского. Вероятно, нет таких людей, которые не знали бы и не слышали романса на стихотворение Якова Полонского « Песня цыганки». Это стихотворение исполняется обычно под гитару, и песня имеет название: «Мой костер в тумане светит».
В 1842 году в журнале « Отечественные записки» было опубликовано стихотворение Полонского «Пришли и стали тени ночи». Полюбившееся стихи поэта Я.П. Полонского переписывали в тетради и цитировали не только современники поэта и прозаика, но и русские литераторы, жившие в более позднее время, чем Яков Полонский. Например, поэт Александр Блок записал в своем дневнике строчки из стихотворения Я.П. Полонского:
« Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен, мечты кипят...
от зари роскошный холод
проникает в сад.
(Стихотворение " Качка в бурю")
Яков Полонский (1819–1898) — знаменитый русский поэт и публицист, работы которого, возможно, не были столь значительны для русской литературы, как скажем, творчество Лермонтова или Пушкина.
Он в одном лице и поэт, и художник, и писатель.
Яков Полонский родился 7 (19) декабря 1819 года в Рязани, в семье обедневших дворян. По окончании гимназии он поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете. На жизнь себе он начал зарабатывать ещё в студенческие годы, будучи преподавателем у детей из богатых семей. Большое влияние на его творчество оказали его друзья-литераторы: Тургенев, Некрасов, Фет и другие классики русской литературы.
Полонский признавался, что его поэзия долгое время колебалась между «тревогами сердца» и «гражданскими тревогами». Об этом свидетельствуют его знаменитые строки:
Писатель, если только он
Волна, а океан — Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Стихи Якова Петровича Полонского богаты не только зримыми образами того, о чем пишет поэт, но строки его еще и музыкальны при чтении вслух. Он рисует не только словами, но душой и чувствами, выходит вне рамок действительности, описывая увиденное в Спасском — Лутовиново (имении Тургенева) и на Кавказе, где он бывал.
Я.П. Полонский любил рисовать и умел это делать с юности. Тургенев отмечал умение поэта увидеть и передать главное.
Когда всматриваешься в пейзажи, написанные поэтом в Спасском — Лутовинове, то через картины ощущаешь летний аромат трав, легкость летящих как ласточки облаков и, словно бы, реальное присутствие двух друзей: Тургенева и Полонского на лугу, а рядом с этими русскими литераторами идет серая собака Тургенева Серко.
Создатель картин, таких, как «Серко», «Караван сарай в Тифлисе», «Душет», «Гагаринская станция» был не так знаменит, как Репин, Левитан или Коровин, чья живопись имеет мировую известность. Им создано более 30 картин, большинство из которых находятся в Спасском Лутовиново. Известны они и детально изучены только специалистами-художниками и биографами жизни и творчества литератора. Но для детального исследования рисунков поэта ещё настанет время...В рисунках и живописных полотнах поэта скрыта философия, утверждающая хрупкость и вечность природы, а одновременно и места человека в окружающей природе не как властителя, а как уникальной частицы природы и бога. И человек, как божие творение, должен и может созидать душой и творческой работой.
Яков Петрович Полонский именно живописец — созидатель мира человеческой души, то есть внутреннего мира. Писатель нашего времени А.И. Солженицын посвятил поэту рассказ «Прах поэта». В этом рассказе говорится о первом захоронении поэта в Ольговом монастыре. Вот коротко цитата из рассказа Солженицына «Прах поэта»: «Теперь деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стоял на высоком обрыве над Окою. Это место, как свое единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь». Рассказ полон грусти и отражает резкий контраст между реальностью российской глубинки и образом поэта.
Известно, что поэт очень любил стихотворение «Колокольчик», ставшее романсом. Это стихотворение написано им в 1854 году. Писатель Достоевский считал стихотворение «Колокольчик» «отражением русской жизни». Оно повествует о судьбе девушки, которая ждет любимого. В этом произведении музыка души самого Полонского.
Улеглася метелица… путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей…
Погружай меня в сон, колокольчика звон!
Выноси меня, тройка усталых коней!
Мутный дым облаков и холодная даль
Начинают яснеть; белый призрак луны
Смотрит в душу мою — и былую печаль
Наряжает в забытые сны.
А знаете ли вы, что Я. П. Полонским написано либретто к опере Петра Ильича Чайковского «Черевички»? Композиторы П.И Чайковский и Ю.Н. Тынянов дружили с Яковом Полонским. Вот фрагмент из либретто Полонского к опере Чайковского «Черевички», которая написана последним в 1885 году.
СОЛОХА
Ой, как светит месяц ясный,
Как далече видно;
Всю бы ночку я прогуляла,
Да на людях стыдно!
Ой! кабы в чистом поле
Метелица выла,
Я бы затопила хату,
Гостя залучила!
Помоги мне, бравый хлопец,
Запереть ворота,
Да зайди хоть на часочек,
Коли есть охота!
Как можно догадаться, это произведение создано по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
На стихотворения Якова Полонского написано 18 романсов, среди которых «Птичка», «Молитва», «Моей молоденькой соседке» и другие музыкальные произведения.
Яков Петрович Полонский заслуживает признания и открытия его как уникальной личности, поэта, творчество которого актуально и в наше время.
Полонского называли поэтом «чистого искусства», «искусства для искусства», и его лира звучала чисто и задушевно. Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления», и благодаря этому он выделялся в многоликой плеяде талантливых поэтов своего времени, оставшись в культурной памяти русской литературы.