29 ноября родился Вильгельм Гауф (1802-1827), немецкий писатель, сказочник. Он умер внезапно, не дожив одиннадцати дней до своего двадцатипятилетия. Осталось много вопросов:
— откуда у скромного домашнего учителя такое море изысканной фантазии?
— где почерпнул этот нерадивый ученик богословского факультета такую мудрость и глубину взгляда?
— наконец, с какой благодатной небесной высоты снизошли эти изящные слова, этот мягкий повествовательный слог, неспешный и лукавый?..
Одному из величайших профессоров Университета, классику немецкой литературы, основоположнику жанра исторического романа в немецкой литературе, великому фольклористу и знатоку местных легенд, сказок, обычаев и песен, автору множества романов, едких сатир – но главное – пятидесяти трех сборников любимейших сказок детей и взрослых всего мира – исполнилось 222 года. А кто не слыхал о его удивительных исследованиях в странах Востока, в Египте и в государствах Магриба? Кто не знает, что именно он отыскал в Персии даже пещеру Али-Бабы? Ну и это не говоря уже о написанных им для развлечения и в помощь хозяйкам и добрым хозяевам книгах о рейнских винах и наливках, книге рецептов домашних водок и кюммелей, о правильном хранении и применении восточных и традиционных немецких приправ?
Полное собрание сочинений Гауфа, изданное через три года после его смерти, заняло 36 маленьких томиков. Там были и новеллы, и настоящий исторический роман о рыцарстве и любви. Но любимыми на века остались сказки: про карлика Носа, калифа-аиста и, конечно, про Маленького Мука.
Смешение волшебного и жизненного характерно для сказок Гауфа, которые порой можно назвать новеллами. Да и манера рассказчика подчеркивает реальность самых невероятных событий. Прелесть сказки для Гауфа состояла не в одной лишь фантазии. Он еще до знаменитого высказывания Ханса Кристиана Андерсена «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» вполне ясно выразил это в своих сборниках.
К началу XIX века в Европе уже хорошо были известны арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Переведены они были на немецкий язык и оказали на Гауфа большое влияние. Он использует их композиционное построение, избирает в своих сказках восточные мотивы. Всего Гауфом написано три цикла сказок; кроме «Каравана», «Александрийский шейх и его невольники» и «Харчевня в Шпессарте». Его перу принадлежат не только сказки, но и юмористические произведения и исторические романы. Например, роман «Лихтенштейн» принес писателю славу немецкого Вальтера Скотта. Марина Цветаева в своих воспоминаниях пишет, что она еще в детстве зачитывалась «Лихтенштейном», роман этот был популярен и в следующем веке.
Сказки Гауфа предназначены для читателей всех возрастов. Иногда они и вовсе не содержат никакого элемента чудесного и являются примером необычных событий, происходящих в реальной жизни. В «Истории Альмансора» речь идет о походе Наполеона в Египет и о том, как сын шейха был взят заложником французскими солдатами.
«Обезьяна в роли человека» - это великая сатира на мещанство, но не на сословие как таковое, а применимо к жизненной позиции. Такого рода то ли сказки, то ли действительность, давала возможность раскрыть мир человеческих страстей, пороков и добродетелей. Не забудем, что Гауф занимает особое место среди романтиков , так как он более, чем кто-либо другой, воспринял идеи Просвещения.
В сказке, как и в действительности, люди теряют самое драгоценное – любовь, сердечность, радость и элементарную порядочность из-за жажды обогащения, как это произошло с героем «Холодного сердца». Гауф не приемлет никакого насилия. Все, что таит в себе угрозу человеческой жизни, подавление личности, вызывает у него бурю протеста.
Сказка, по мнению Гауфа, учит человека добру, сопереживанию, учит не проходить равнодушно мимо несчастья других людей. Он осуждает эгоизм, жизнь бездумную и быструю, без чувства сопричастности происходящему. Словом, сказка возвышает человека, помогает понять природу безобразного, а следовательно, воспитывает человечность.
Гауф прожил очень короткую жизнь. Его творческие годы длились с 1824 по 1827 год, но как много он успел написать за столь короткий срок. И вот уже более полутораста лет многие поколения вновь и вновь наслаждаются его удивительными волшебными сказками и новеллами. Особенно четко это выражено в словах Стеклянного человечка из сказки «Холодное сердце»: «…если ты будешь трудолюбив и честен, то научишься уважать свое ремесло, а твои соседи будут любить и почитать тебя больше, чем если бы ты имел десять бочек золота».
Он оставил нам только два романа, три сатиры, двенадцать рассказов и три сборника сказок. Это очень много.
Сколько же прекрасных и разных книг еще могло быть!