18 февраля родился Геннадий Игоревич ГЛАДКОВ (1935-2023), российский композитор. Музыка помогает глубже понять и прочувствовать литературное произведение, она сопровождает театральную постановку, кинофильмы и анимационные ленты, иногда побуждая взять в руки первоисточник – книгу.
Человека, выросшего в России, мелодии Геннадия Гладкова сопровождают с глубокого детства. Вряд ли кто-нибудь возразит, что без музыки Геннадия Гладкова не было бы огромного числа художественных и мультипликационных фильмов и театральных спектаклей, практически сразу вошедших в золотой фонд нашей культуры.
Свое первое большое произведение – музыку к спектаклю для московского "Современника" – Гладков написал в 1961 году. Тогда же он начал сотрудничать с кинематографом. Настоящую известность советскому композитору принесли мелодии из мультфильма "Бременские музыканты", в котором Геннадий Гладков также исполнил музыкальную партию Короля.
По словам композитора, своим приходом в кинематограф он во многом обязан другу детства — актеру Василию Ливанову, исполнившему легендарную роль Шерлока Холмса в фильмах Игоря Масленникова. Именно Ливанов привлек Гладкова к работе над мультфильмом "Самый, самый, самый, самый" в 1966 году.
Всего же музыка, автором которой является Геннадий Игоревич, появилась в более чем 110 кинокартинах и мультфильмах. Среди них "Малыш и Карлсон" (1968), "Джентльмены удачи" (1971), "12 стульев" (1976), Собака на сене" (1977), "Обыкновенное чудо" (1978), "Формула любви" (1984), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Убить дракона" (1988), "Дон Сезар де Базан" (1989) и многие другие.
Количество художественных и мультипликационных фильмов, для которых композитор сочинил музыку, с большим трудом поддаётся подсчёту. Давным-давно эта музыка вышла за рамки киноэкрана и стала частью повседневной жизни. Даже опытные коллеги Геннадия Игоревича изумляются: «Трудно себе представить, что это всё — один композитор! Будь Гладков актёром, наверняка его назвали бы мастером перевоплощения» (А.Петров).
Одним из первых он стал работать у нас в жанре мюзикла: «Тиль», «Дульсинея Тобосская», «Хоттабыч!», «Город мастеров». И всё же, несмотря на такое разнообразие творчества, Гладков — наш человек. Освоив музыку симфоническую и эстрадную, оперную, балетную и джазовую, он пришёл к заключению, которое нам очень-очень дорого: «…ближе всего мне сказка, театр, вокальные произведения для детей».
Прославился Гладков и своими театральными работами. Он написал музыку к спектаклям: "Волшебный сон", "Принцесса и эхо", "Геракл", "Сильвия", "Сирано де Бержерак". С 1992 года Геннадий Игоревич сочинял музыкальное сопровождение для новогодних праздников в Кремле.
Коллеги и поклонники Гладкова признавались, его музыка особенная – со своим стилем и хорошо запоминающимся мотивом. О секрете своих хитов композитор говорил:
"Ведь, как ни странно, хорошая мелодия не может быть ни на что не похожа. Ибо, если она ни на что не похожа, ее просто никто не узнает. Очень важен индивидуальный талант автора: как он все повернет? Вообще, хороший композитор всегда умеет совмещать собственный профессионализм (грубо говоря, консерваторское образование) с той жизнью, которой живут обычные люди. Он не имеет права быть снобом, должен слышать, чувствовать и понимать ту музыку, которая несется из окон и звучит на танцплощадках. Иначе его не поймут. А всему этому ни в школе, ни в училище, ни даже в консерватории не учат".
В годы жёсткого авангардного скрежета Гладков вместе со своими друзьями Алексеем Рыбниковым, Владимиром Дашкевичем, Исааком Шварцем отстоял право музыки на мелодию, на чистое, сильное, искреннее чувство. «…Как сказал Шопен, “только то, что уходит от сердца, доходит до сердца”. Все наши бредни при их потрясающей математической, структурной, логической точности так и остаются бормотанием себе под нос, — признаётся композитор Шандор Каллош, ровесник Геннадия Игоревича. — Гладков идёт от сердца, не стесняясь. Наше поколение отучалось писать красиво, это было стыдно. Для преодоления этой чуши, колючей проволоки необходимо мужество. Мало искусства — композитор должен обладать тем, чему нельзя научиться, но чему можно только удивляться».
Еще одна цитата Геннадия Гладкова: «Композитор это - Дионис и Аполлон. Дионис - горячая лава. Аполлон - изящная форма. Если ты только Аполлон, ты холоден и расчетлив, Если Дионис, то горяч и необуздан, как рокер, из них идет энергия, но она такая дикая, необузданная. Идеальное произведение - это сочетание горячего с ограничением».
На самом деле, писать о Геннадии Гладкове можно бесконечно, настолько он талантлив, интересен и огромен. Энтин как-то сказал, что у Юрия Олеши есть книга «Ни дня без строчки», так вот, если бы он писал книгу о Гладкове, он бы назвал ее «Ни дня без нотной строчки».