Сегодня детям доступно разнообразие лёгких развлечений — от игр с аниматорами в торговом центре до приложений в соцсетях. Чтение же требует сосредоточенности и усилий по интерпретации текста.
Дети (особенно те, кто только выучил буквы и начал читать по слогам) могут воспринимать даже обычные сказки как нечто сложное. Поэтому многие родители беспокоятся, что их ребенок вырастет нечитающим, а некоторые даже задаются вопросом, действительно ли важно обращаться к художественной литературе в новых реалиях.
Обязательно ли сегодня быть читателем, почему дети порой не желают брать в руки книги и как же привить ребенку любовь к чтению?
Многие люди знакомы с аргументами о пользе чтения, оно помогает сформировать словарный запас, развить речевую культуру, мышление и воображение, расширить кругозор, улучшить навык концентрации внимания, снять эмоциональное напряжение. Это — факты, давно доказанные педагогами, психологами, учёными, писателями из разных уголков планеты: от выдающегося советского психолога Льва Выготского до современного английского писателя Нила Геймана.
Но есть другая позиция: быстрый ритм жизни, в котором уместнее клиповое мышление отодвигает на задний план навык на чём-то сосредоточиться и глубоко разобраться в вопросе (в качестве исключения обычно называют учёных, изобретателей, больших экспертов своего дела и пр.). Во многих профессиях и в сфере досуга на передний план зачастую выходит знание технологий и умение нажимать нужные кнопки. Поэтому важно найти правильный баланс между жизнью с книгой и электронными устройствами.
Почему дети не хотят читать
Есть целый ряд причин, почему дети могут отвергать чтение:
- Нужно учитывать длительность процесса: малышам сложно воспринимать чтение дольше 10-15 минут без перерыва, ребята 6-7 лет уже способны читать сами или по очереди со взрослыми до 25 минут;
- Желание заняться чем-то, что требует меньше усилий: поиграть в игры на смартфоне или в роботизированные игрушки, «пообщаться» с колонкой «Алиса» и пр.;
- Отсутствие времени и сил: иногда родители, помимо детского сада, записывают ребят сразу в несколько секций и «развивашек», те устают и не могут получить удовольствие от книг;
- Пример близких: ребёнок должен видеть, что родители проводят время за книгой;
- Неинтересные произведения или не соответствующие возрасту;
- Непонимание прочитанного: важно, чтобы ребёнок осознавал, о чём идёт речь в книге, видел за словами конкретные образы, иначе шансы, что он увлечётся текстом, невелики.
Как подготовить ребёнка к чтению
Очень важно в первую очередь научить ребёнка различать и правильно произносить звуки, видеть разницу между звуками и буквами, строить слоговые схемы и читать по слогам. Необходимо как читать ребёнку вслух, так и целенаправленно заниматься осмысленным чтением, самим или с педагогом.
Пособия авторитетных издательств можно легко найти в обычных и онлайн-магазинах. Например, в АСТ выпустили серию «Быстрое обучение чтению», состоящую из 15 книг, планомерно ведущих ребёнка от чтения по буквам к элементарному анализу сути прочитанного. В «Просвещении» представлена серия пособий Е. В. Колесниковой, в игровой форме обучающих звуко-буквенному анализу, строению слоговых схем и чтению. РОСМЭН предлагает линию пособий для обучения чтению в серии «Школа для дошколят».
Как привить любовь к чтению
- Семейное чтение вслух.
Оно пробуждает интерес ребёнка к книгам, он учится воспринимать прочитанное, ему начинают нравиться те или иные истории, появляется потребность самостоятельно освоить книгу
- Обсуждение прочитанного.
Важно, чтобы взрослые объясняли ему суть прочитанного и помогали самому найти ответы с помощью наводящих вопросов. Кто главный герой, о чем вы только что прочитали? Какая главная мысль произведения?
- Беседа об иллюстрациях.
Визуальное восприятие также очень важно. Красивые иллюстрации вызывают у ребёнка интерес к книге, желание взять её в руки, рассмотреть. Попросите рассказать, что нарисовано и к какому прочитанному фрагменту это относится. Это очень важная работа, в дальнейшем ребёнок по картинкам может научиться составлять план произведения.
- Обучение работе с книгой.
Зачастую дети не умеют переворачивать страницы обычной книги. Поэтому важно научить ребёнка обращаться с книгой, показать, как её листать, где можно посмотреть имя автора, название, описание произведения.
- Выбирайте книги с качественным художественным оформлением.
- Между электронной книгой и печатной выбирайте последнюю.
Напомним, что существуют санитарные правила, которые регламентируют использование гаджетов для детей разных возрастов и нормы для взрослого человека. Это не значит, что гаджеты нужно исключить. Однако взаимодействие с печатной книгой принесёт меньше вреда.
Ну и, конечно же, ходите вместе с детьми в библиотеки!