Версия для слабовидящих

Новости

Зачем читать современным детям

Сегодня детям доступно разнообразие лёгких развлечений — от игр с аниматорами в торговом центре до приложений в соцсетях. Чтение же требует сосредоточенности и усилий по интерпретации текста.

Дети (особенно те, кто только выучил буквы и начал читать по слогам) могут воспринимать даже обычные сказки как нечто сложное. Поэтому многие родители беспокоятся, что их ребенок вырастет нечитающим, а некоторые даже задаются вопросом, действительно ли важно обращаться к художественной литературе в новых реалиях.

Обязательно ли сегодня быть читателем, почему дети порой не желают брать в руки книги и как же привить ребенку любовь к чтению?

Многие люди знакомы с аргументами о пользе чтения, оно помогает сформировать словарный запас, развить речевую культуру, мышление и воображение, расширить кругозор, улучшить навык концентрации внимания, снять эмоциональное напряжение. Это — факты, давно доказанные педагогами, психологами, учёными, писателями из разных уголков планеты: от выдающегося советского психолога Льва Выготского до современного английского писателя Нила Геймана.

Но есть другая позиция: быстрый ритм жизни, в котором уместнее клиповое мышление отодвигает на задний план навык на чём-то сосредоточиться и глубоко разобраться в вопросе (в качестве исключения обычно называют учёных, изобретателей, больших экспертов своего дела и пр.). Во многих профессиях и в сфере досуга на передний план зачастую выходит знание технологий и умение нажимать нужные кнопки. Поэтому важно найти правильный баланс между жизнью с книгой и электронными устройствами.

Почему дети не хотят читать

Есть целый ряд причин, почему дети могут отвергать чтение:

  1. Нужно учитывать длительность процесса: малышам сложно воспринимать чтение дольше 10-15 минут без перерыва, ребята 6-7 лет уже способны читать сами или по очереди со взрослыми до 25 минут;
  2. Желание заняться чем-то, что требует меньше усилий: поиграть в игры на смартфоне или в роботизированные игрушки, «пообщаться» с колонкой «Алиса» и пр.;
  3. Отсутствие времени и сил: иногда родители, помимо детского сада, записывают ребят сразу в несколько секций и «развивашек», те устают и не могут получить удовольствие от книг;
  4. Пример близких: ребёнок должен видеть, что родители проводят время за книгой;
  5. Неинтересные произведения или не соответствующие возрасту;
  6. Непонимание прочитанного: важно, чтобы ребёнок осознавал, о чём идёт речь в книге, видел за словами конкретные образы, иначе шансы, что он увлечётся текстом, невелики.

Как подготовить ребёнка к чтению

Очень важно в первую очередь научить ребёнка различать и правильно произносить звуки, видеть разницу между звуками и буквами, строить слоговые схемы и читать по слогам. Необходимо как читать ребёнку вслух, так и целенаправленно заниматься осмысленным чтением, самим или с педагогом.

Пособия авторитетных издательств можно легко найти в обычных и онлайн-магазинах. Например, в АСТ выпустили серию «Быстрое обучение чтению», состоящую из 15 книг, планомерно ведущих ребёнка от чтения по буквам к элементарному анализу сути прочитанного. В «Просвещении» представлена серия пособий Е. В. Колесниковой, в игровой форме обучающих звуко-буквенному анализу, строению слоговых схем и чтению. РОСМЭН предлагает линию пособий для обучения чтению в серии «Школа для дошколят».

Как привить любовь к чтению

  1. Семейное чтение вслух.

Оно пробуждает интерес ребёнка к книгам, он учится воспринимать прочитанное, ему начинают нравиться те или иные истории, появляется потребность самостоятельно освоить книгу

  1. Обсуждение прочитанного.

Важно, чтобы взрослые объясняли ему суть прочитанного и помогали самому найти ответы с помощью наводящих вопросов. Кто главный герой, о чем вы только что прочитали? Какая главная мысль произведения?

  1. Беседа об иллюстрациях.

Визуальное восприятие также очень важно. Красивые иллюстрации вызывают у ребёнка интерес к книге, желание взять её в руки, рассмотреть.  Попросите рассказать, что нарисовано и к какому прочитанному фрагменту это относится. Это очень важная работа, в дальнейшем ребёнок по картинкам может научиться составлять план произведения.

  1. Обучение работе с книгой.

Зачастую дети не умеют переворачивать страницы обычной книги. Поэтому важно научить ребёнка обращаться с книгой, показать, как её листать, где можно посмотреть имя автора, название, описание произведения.

  1. Выбирайте книги с качественным художественным оформлением.
  2. Между электронной книгой и печатной выбирайте последнюю.

Напомним, что существуют санитарные правила, которые регламентируют использование гаджетов для детей разных возрастов и нормы для взрослого человека. Это не значит, что гаджеты нужно исключить. Однако взаимодействие с печатной книгой принесёт меньше вреда.

Ну и, конечно же, ходите вместе с детьми в библиотеки!

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.