8 февраля в России отмечается День науки. Благодаря трудам учёных, мир увидел множество уникальных открытий, позволивших достичь современных высот развития. Этот праздник учреждён Указом Президента РФ в 1999 году и приурочен к образованию Российской Академии наук императором Петром I в 1724 году. День науки – это возможность рассказать о новых и вспомнить о прошлых достижениях. 8 февраля в 2021 году официально открывается в соответствии с Указом Президента В.В. Путина Год науки и технологий в России.
К этому празднику в детской библиотеке «Знайка» организовано выездное совместное мероприятие с библиотекой школы № 5. На классных часах «День российской науки» ребята 6,7,8, классов отправились в увлекательное книжное путешествие к станциям Науки.
На ИСТОРИЧЕСКОЙ станции ребята проследили путь развития русской науки от времён Древней Руси до наших дней, узнали, что фундаментом просвещения на Руси сначала были монастыри. Только в XVII веке появились первые научные центры. Позже Пётр I создал в 1724 году в Санкт-Петербурге Академию наук. В начале XX века до революции российская наука вышла на передовые позиции на планете. Но с 1915 - 1917 годов из-за революционного переворота, гражданской войны, эмиграции многих светил просвещения в стране остановилась на некоторое время плодотворная научная деятельность. После революции наука была поставлена на службу государства, а именно его оборонительной силе. Созданы были многочисленные Научно-исследовательские институты, действовала Академия наук СССР. По сути, именно научный и промышленный рывок 30-х годов помог победить в Великой Отечественной войне, быстро восстановиться после неё. Успехи советских учёных были замечены мировым научным сообществом, многие из них были награждены Нобелевской и другими премиями.
На станции ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ученики перенеслись в эпоху Екатерины II, познакомились с изобретениями И.П. Кулибина. В 1767 году в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина II. Благодаря своему упорному труду, Иван Петрович сумел произвести впечатление на неё. Он преподнёс Екатерине II в подарок удивительные часы с боем, музыкой и крошечными фигурками, которые двигались под действием часового механизма, а также электрическую машину, телескоп, микроскоп. За этот исторический подарок Иван Петрович был назначен в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук.
Станция АВИАЦИОННАЯ дала возможность ребятам познакомиться с открытиями русского учёного Николая Егоровича Жуковского. Ему принадлежит почётное место в рядах покорителей воздушной стихии, он является создателем русской авиации. Исследовательские интересы учёного сосредоточены на изучении конструкций летательных аппаратов и выяснении механизма их действия. Основываясь на них, Н.Е. Жуковский разработал теорию крыла самолёта, методы расчёта воздушных винтов и динамики полёта.
Станция ФИЗИЧЕСКАЯ. Школьники узнали об изобретении радио Александром Степановичем Поповым. В 1895 году на заседании Русского физико-химического общества А.С.Попов продемонстрировал сконструированный им прибор для приёма и регистрации электромагнитных колебаний. Сначала приёмник мог «чувствовать» только атмосферные электрические разряды молнии. А затем стал принимать и записывать на ленту телеграммы, переданные по радио. Через 5 лет после создания первого приёмника начала действовать регулярная линия беспроводной связи.
На ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ станции ученики заочно вместе с путешественником М.Пржевальским побывали в экспедиции в Центральную Азию. М.Пржевальский сделал многочисленные открытия, которые произвели переворот в географической науке. До Пржевальского в Средней Азии не было ни одного точно нанесённого на карту места, а о природе этой части Азии знали очень мало. Он стал первым белым человеком, которому удалось проникнуть вглубь Северного Тибета, обновил карты Центральной Азии. За время своих экспедиций Пржевальский собрал внушительный гербарий – более 1500 различных видов, а также большие коллекции разнообразных животных Центральной Азии. Им были открыты новые виды, которые впоследствии получили его имя: рододендрон, ящерица, дикая лошадь.
Компасом на каждой станции стали книги о жизненном пути и исследовательских работах учёных
Ф.Мюллер «Науки», К. Осипов «Путь учёного», Ж.Яновская «Кулибин», Г. Прашкевич «Самые знаменитые учёные России», Л. Репин «Там за далью».
Закрепили знания дети на станции ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ, проведя виртуальную викторину.
https://learningapps.org/display?v=p0ryycsta21
Закончить обзор выездного совместного мероприятия детской городской библиотеки «Знайка» с библиотекой школы № 5 хочется словами, которые говорил Луций Сенека две тысячи лет назад: «Природа не раскрывает тайны раз и навсегда». Много тайн предстоит познать. Может среди вас, друзья, тоже будут те, кто сделает своё открытие. Главное правильно выбрать путь. А для этого нужны познания, которые можно почерпнуть через чтение. В течение всего года в детской библиотеке «Знайка» будут проходить увлекательные и познавательные мероприятия, посвящённые году Науки и Технологий. Приходите в библиотеку за новыми знаниями, за новыми книгами, посещайте сайт ЦБС и страницы детской библиотеки в соцсетях.