Литература многогранна. Масса жанров, направлений, созданных для конкретной целевой аудитории, со столь же конкретным посылом для неё. Но как понять, что есть что? Например, повесть и роман – в чем их отличия?
С одной стороны, встречаем немало довольно крупных сочинений, озаглавленных повестью, когда как 150-страничные произведения называют романами. Где же скрыта тайна? Чем роман отличается от других жанров художественной литературы? Давайте вместе в этом разберёмся.
Когда появился термин «роман» и что он в то время обозначал?
Ответ, вроде как, очевиден по урокам литературы. Ожегов в своём словаре писал о романе как о повествовательном произведении, в котором много героев и сложный сюжет. Эпическая проза в романе приобретает большую форму. Словарь, составленный Ушаковым, описывает роман как, в первую очередь, прозаическое литературное произведение.
В 18-м столетии в странах Европы термин «romance» заменили определением «novel». Старые литературные произведения продолжали называть романами, а новые или недавно обнаруженные – новеллами. Западные литературоведы используют термин «novel» для обозначения японских произведений и византийских романов. В нашей стране сохранился поздний средневековый термин.
Вывод прост: долгое время люди называли термином «роман» очень большой пласт литературы. Можно сказать, что современный роман — достаточно молодое явление.
Тем не менее — а как его отличить от той же повести? Длинного рассказа? Что это вообще такое, и по каким критериям их всех различать?
Длина?
Сама по себе — не показатель. Та же «Повесть о настоящем человеке» в объёме почти 38 авторских листов.
Авторский лист — единица измерения, с помощью которой определяется объем рукописей, подготовленных к изданию, а также уже опубликованных литературных произведений. Понятие авторского листа используется для учёта объёма произведения, направляемого в издательство автором. В России авторский лист — это 40 000 печатных символов, в том числе знаки препинания, цифры и пробелы.
А с учётом того, что теперь стали снова платить «за книгу» можно (легко!) встретить роман меньше двенадцати.
Число персонажей?
Может ли в романе быть одно действующее лицо? По канонам жанра нет, но теоретически такое всё же возможно. Одна сюжетная линия вполне может быть. Некоторые в таких случаях приводя в пример такие романы как: «Марсианин» Энди Вейера, примерно половина «Неополитического детектива», «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст.
Отличия
1. Роман описывал не имевшие место события.
Первое фундаментальное отличие романа: он описывает несуществующие события с долей реализма. Даже если роман исторический — у автора всегда есть полигон для «заделывания» лакун и «додумывания» неописанного.
В то же время повесть описывала настоящие события (почти) без прикрас, а сказка, конечно, тоже описывала события несуществующие, но уже вообще без малейшей доли реализма ни в истории, ни в физике, ни в топографии.
Что ещё отличало роман от той же повести?
2. Герой (герои) влияли на окружающий мир.
Так уж получилось, что по «канонам» повести с героем происходят некие события, и через эти события герой изменяется. Можно сказать, что мир влияет на героя. В то же время для романа всё немного иначе: с героем тоже происходят некие события, но в результате этих событий не только мир влияет на героя, но и герой на мир.
В результате выводим второе фундаментальное отличие: герои романа способны хоть немного, но менять мир вокруг себя.
Например, у Достоевского в «Преступлении и наказании» основное сюжетное событие не только изменило героя, но и «перетряхнуло» город, параллельно запустив цепочку более мелких сюжетных событий.
3. Эмоциональная нагрузка персонажей, влияющая на образ.
В той же повести «психологический портрет» героев чаще всего «прибит гвоздями» и неизменен на протяжении всего текста, вне зависимости от его продолжительности. В сказках образ чаще всего просто отсутствовал, и рассказ ведётся про «усреднённого Ивана». В противовес этому в романе «психологический портрет» (как минимум — у главных героев) меняется со временем: зачастую именно эти психологические переживания, а не испытания, посылаемые окружающим миром двигали сюжет.
Третье фундаментальное отличие: психология героя(ев) в романе меняется со временем.
Подводя итоги
Эти три «фундаментальных отличия» не отменяют, а дополняют критерии из учебников и «википедии», но именно они позволяют уже с абсолютной достоверностью классифицировать произведение именно как роман.
Для справки:
Повесть – это прозаическое литературное произведение, жанровой особенностью которого считается сосредоточенность повествования на судьбе или значительном эпизоде из жизни одного героя.
Роман – крупное произведение художественной прозы, представленное в эпическом жанре. В романе драматические судьбы героев тесно связаны с исторически значимыми событиями. Идейное содержание романа затрагивает глубокие мировоззренческие проблемы или актуальные для своего времени социальные темы.
Повесть — произведение, где событий обычно много, но все они связываются в одну сюжетную линию.
Роман — произведение со множеством действующих лиц, вокруг которых строится своя сюжетная линия, следовательно событий в романе великое множество.
Грубо говоря, здесь действует принцип матрёшки: в повести несколько рассказов, в романе несколько повестей.
Рассказ — произведение прозы маленького объёма, лаконично описывающее определённое событие или эпизод из жизни героев. В силу небольшого объёма рассказ в большинстве случаев описывает одну сюжетную линию, в которой задействовано небольшое количество действующих лиц. В большинстве случаев рассказы при публикации объединяются в сборники.
Сказка - один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Материал для публикации: https://dzen.ru/a/X24au_3mKXzj0sTS