Версия для слабовидящих

Новости

Литературный ликбез

Литература многогранна. Масса жанров, направлений, созданных для конкретной целевой аудитории, со столь же конкретным посылом для неё. Но как понять, что есть что? Например, повесть и роман – в чем их отличия?

С одной стороны, встречаем немало довольно крупных сочинений, озаглавленных повестью, когда как 150-страничные произведения называют романами. Где же скрыта тайна? Чем роман отличается от других жанров художественной литературы? Давайте вместе в этом разберёмся.

Когда появился термин «роман» и что он в то время обозначал?

Ответ, вроде как, очевиден по урокам литературы. Ожегов в своём словаре писал о романе как о повествовательном произведении, в котором много героев и сложный сюжет. Эпическая проза в романе приобретает большую форму. Словарь, составленный Ушаковым, описывает роман как, в первую очередь, прозаическое литературное произведение.

В 18-м столетии в странах Европы термин «romance» заменили определением «novel». Старые литературные произведения продолжали называть романами, а новые или недавно обнаруженные – новеллами. Западные литературоведы используют термин «novel» для обозначения японских произведений и византийских романов. В нашей стране сохранился поздний средневековый термин.

Вывод прост: долгое время люди называли термином «роман» очень большой пласт литературы. Можно сказать, что современный роман — достаточно молодое явление.

Тем не менее — а как его отличить от той же повести? Длинного рассказа? Что это вообще такое, и по каким критериям их всех различать?

Длина?

Сама по себе — не показатель. Та же «Повесть о настоящем человеке» в объёме почти 38 авторских листов.

Авторский лист — единица измерения, с помощью которой определяется объем рукописей, подготовленных к изданию, а также уже опубликованных литературных произведений. Понятие авторского листа используется для учёта объёма произведения, направляемого в издательство автором. В России авторский лист — это 40 000 печатных символов, в том числе знаки препинания, цифры и пробелы. 

А с учётом того, что теперь стали снова платить «за книгу» можно (легко!) встретить роман меньше двенадцати.

Число персонажей?

Может ли в романе быть одно действующее лицо? По канонам жанра нет, но теоретически такое всё же возможно. Одна сюжетная линия вполне может быть. Некоторые в таких случаях приводя в пример такие романы как: «Марсианин» Энди Вейера, примерно половина «Неополитического детектива», «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст.

Отличия

1. Роман описывал не имевшие место события.

Первое фундаментальное отличие романа: он описывает несуществующие события с долей реализма. Даже если роман исторический — у автора всегда есть полигон для «заделывания» лакун и «додумывания» неописанного.

В то же время повесть описывала настоящие события (почти) без прикрас, а сказка, конечно, тоже описывала события несуществующие, но уже вообще без малейшей доли реализма ни в истории, ни в физике, ни в топографии.

Что ещё отличало роман от той же повести?

2. Герой (герои) влияли на окружающий мир.

Так уж получилось, что по «канонам» повести с героем происходят некие события, и через эти события герой изменяется. Можно сказать, что мир влияет на героя. В то же время для романа всё немного иначе: с героем тоже происходят некие события, но в результате этих событий не только мир влияет на героя, но и герой на мир.

В результате выводим второе фундаментальное отличие: герои романа способны хоть немного, но менять мир вокруг себя.

Например,  у Достоевского в «Преступлении и наказании» основное сюжетное событие не только изменило героя, но и «перетряхнуло» город, параллельно запустив цепочку более мелких сюжетных событий.

3. Эмоциональная нагрузка персонажей, влияющая на образ.

В той же повести «психологический портрет» героев чаще всего «прибит гвоздями» и неизменен на протяжении всего текста, вне зависимости от его продолжительности. В сказках образ чаще всего просто отсутствовал, и рассказ ведётся про «усреднённого Ивана». В противовес этому в романе «психологический портрет» (как минимум — у главных героев) меняется со временем: зачастую именно эти психологические переживания, а не испытания, посылаемые окружающим миром двигали сюжет.

Третье фундаментальное отличие: психология героя(ев) в романе меняется со временем.

Подводя итоги

Эти три «фундаментальных отличия» не отменяют, а дополняют критерии из учебников и «википедии», но именно они позволяют уже с абсолютной достоверностью классифицировать произведение именно как роман.

Для справки:

Повесть – это прозаическое литературное произведение, жанровой особенностью которого считается сосредоточенность повествования на судьбе или значительном эпизоде из жизни одного героя.

Роман – крупное произведение художественной прозы, представленное в эпическом жанре. В романе драматические судьбы героев тесно связаны с исторически значимыми событиями. Идейное содержание романа затрагивает глубокие мировоззренческие проблемы или актуальные для своего времени социальные темы.

Повесть — произведение, где событий обычно много, но все они связываются в одну сюжетную линию.

Роман — произведение со множеством действующих лиц, вокруг которых строится своя сюжетная линия, следовательно событий в романе великое множество.

Грубо говоря, здесь действует принцип матрёшки: в повести несколько рассказов, в романе несколько повестей.

Рассказ — произведение прозы маленького объёма, лаконично описывающее определённое событие или эпизод из жизни героев. В силу небольшого объёма рассказ в большинстве случаев описывает одну сюжетную линию, в которой задействовано небольшое количество действующих лиц. В большинстве случаев рассказы при публикации объединяются в сборники.

Сказка - один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

 

Материал для публикации: https://dzen.ru/a/X24au_3mKXzj0sTS

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.