Малиновый звон с колоколен,
Малиновый звон.
Я молод, я силен, я волен,
Я всем беспредельно доволен
Ах, жизнь – это солнечный сон,
Это смех колоколен,
Малиновый звон.
История колокола
Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Существуют и такие колокола, у которых нет языка, по ним бьют сверху специальным молотком или брусочком. Обычно колокола отливают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла. Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука). Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё египтяне, евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колоколов можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. |
Некоторые специалисты считают, что родиной колокольчиков является Китай. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в Китае и Японии начали изготавливать колокольчики и колокола.
В Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора; их используют в ритуалах очищения.
О происхождении и изготовлении колоколов рассказано много историй и легенд. Например китайцы, прослушав мелодичный звон колокола, установленного на высокой башне храма в Пекине, любят рассказывать печальную легенду о душе этого колокола.
Легенда гласит, что более пятисот лет назад император велел одному из своих придворных отлить большой колокол. Он приказал смешать свинец, медь, серебро и золото, чтобы звук получился нежным, звонким и мелодичным. В первый раз литейщиков постигла неудача. Они сообщили, что металлы не соединились. Во второй раз в сплаве образовались трещины и пустоты. Разгневанный император объявил, что если третья попытка окажется неудачной, то чиновника постигнет смертная казнь. Дочь незадачливого придворного по имени Прелестный Цветок отправилась за помощью к знаменитому астрологу. Мудрец сказал, что чары злых демонов, не дающих металлам соединиться, развеются только в том случае, если в кипящий металл бросить живую невинную девушку. Когда мастера в третий раз приготовились отливать колокол, в бурлящий сплав прыгнула юная дочь чиновника. Металл застыл, и все увидели чудный цельный колокол. Когда колокол установили на башне, его звон поразил всех чистотой звучания, нежностью и мощью одновременно. Но слышались в нём грустные и тоскливые ноты.«Это плачет душа Прелестного Цветка», – сказали придворные императора. |
В Европе инструмент, подобный колоколу, появился на несколько тысяч лет позже чем в Китае. Люди, жившие в те времена, считали этот инструмент символом язычества. Прошло достаточно много времени, прежде чем в христианских церквях Европы, колокола стали символом веры, на них выбивали известные цитаты из Священного писания.
Появление колоколов на Руси
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства святым князем Владимиром, то есть в конце Х в., но как известно, стали использоваться не сразу с появлением этого вероучения. Впервые услышав колокольный звон, русские люди его полюбили. Полюбили так сильно, что в их жизни он сразу стал играть особенную роль. Он звал их на молитву и на ратный подвиг, возвещал о радости и горе, предупреждал о пожаре и эпидемии, о приближении врага, подавал сигналы времени, указывал дорогу путникам в метель. Малиновый звон входил в их жизнь с молоком матери. «ДЕЛО НЕОБЫКНОВЕННО! У этих людей вся религия в колоколах и образах», — восклицал в начале XVII века краковский дворянин Ст. Немоевский, имея в виду особенности русской религиозности. И действительно, всех иноземцев удивляло количество колоколов на Руси. |
В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.
Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение. Их можно подразделить на следующие виды: Праздничные колокола Праздничные колокола используются в большие праздники. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов. Воскресные колокола Воскресные колокола используются в воскресные дни и в «великие праздники». При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу. Постовые колокола Полиелейные колокола Будничные (простодневные) колокола |
Подзвонные колокола Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. |
Зазвонные колокола Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов. Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. |
Это немного истории о том, как устроены церковные звонницы. Как мы видим, это целая наука, в которой на первый взгляд непросто разобраться.
Многим нашим предкам колокол представлялся как живое существо, во многом подобное человеку. Колоколу приписывалась способность чувствовать и переживать, а в его звуках слышалась человеческая речь. Колокола наделялись волей и способностью к самостоятельным действиям. В духовных стихах и жизнеописаниях святых колокола звонят сами по себе в ознаменование чудесных событий.
Отношение к колоколам было почти таким же, как и к живым существам. Очень часто их "награждали" каким-либо пышным или забавным именем, или прозвищем.
Нередко названия колоколов определялось их участием в жизни города. Так, например, вечевой колокол, его звук был сигналом к народным собраниям в Новгороде, Пскове, Твери, Ростове и некоторых других городах.
Колокол с сильным, резким звучанием нередко назывался "Лебедь" (колокола с таким названием известны среди благовестников Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры).
Очень низкий "басовый" тон звучания мог послужить поводом, чтобы назвать колокол "Медведь" или "Реут" (т.е. "ревун").
Колокол с мягким и приятным звоном часто звали "Красным",
с неровным, дребезжащим или глухим звуком - "Козлом", "Бараном", а то и "Глухим" (что могло быть обусловлено трещиной в теле колокола).
Люди с колоколами издавна обращались необыкновенно, не так как с прочими предметами, даже относившимися к культу. Им не только давали имена, брали в плен или переводили, как полноценных служащих, с одного места службы на другое, колокола могли подвергать суровым наказаниям, иногда лишь по прихоти царских особ.
И в прошлом, и на сегодняшний день, колокола используют не только на колокольнях, они считаются полноценными музыкальными инструментами с определённой частотой звучания. В музыке они применяются разных размеров, чем меньше колокол, тем выше его звучание. Композиторы используют данный инструмент для подчёркивания мелодичности. Звон маленьких колокольчиков любили использовать в своих произведениях такие композиторы, как Гендель и Бах.