Уроком памяти "Осталась одна Таня..." начался в детской библиотеке «Знайка» месячник патриотического воспитания и краевая акция «Читающая армия правнуков Победы». Урок был посвящён 80-летию снятия блокады Ленинграда.
23 января 2024 года ленинградской школьнице Тане Савичевой, потерявшей в дни блокады почти всю семью, исполнилось бы 94 года. Но она умерла в 14 лет в эвакуации от дистрофии, туберкулёза и нервного истощения. Девочка оставила короткий дневник на девяти страницах, где скупо фиксировала, как один за другим умирали её родные. Документ был использован во время Нюрнбергского процесса в качестве одного из главных свидетельств преступлений фашистов, а о Тане Савичевой из блокадного Ленинграда узнал весь мир. Однако спустя 78 лет после окончания Великой Отечественной войны далеко не все современные российские школьники знакомы с её историей.
Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по - 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осаждённый Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.
В тот год, когда гитлеровские войска вторглись в пределы нашей страны и началась Великая Отечественная война, самому младшему ребёнку в семье Савичевых было одиннадцать лет, а если точнее - одиннадцать с половиной. Семья Савичевых была далеко не пролетарской. Николай Родионович, отец Тани, занимался коммерцией и нажил немалое состояние. Имел свою булочную. Еще Николай Савичев владел кинотеатром «Совет». После того как нэп свернули, его вместе со всей семьей и вовсе выслали из Ленинграда. Некоторое время спустя Савичевы смогли вернуться в наш город, однако в ссылке Николай Родионович серьёзно заболел. В 1936 году он умер в возрасте 52 лет. В большой семьи Савичевых было восемь детей. Таня родилась 23 января 1930 года. В конце мая 1941 года она закончила третий класс школы № 35 на Съездовской линии Васильевского острова и должна была в сентябре пойти в четвёртый. Оставшись в городе, каждый из Савичевых, как мог, помогал фронту.
У Тани был когда-то настоящий дневник. Толстая общая тетрадь в клеёнчатой обложке, куда она записывала самое важное, что происходило в её жизни. Она сожгла дневник, когда нечем стало топить печку. А в маленьком блокноте, подаренным старшей сестрой и ставшим блокадным дневником, в алфавитном порядке на букву "Ж" появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г". Когда мама была рядом, казалось, что всё можно преодолеть, даже голод. С мамой верилось в победу, в скорое возвращение сестры Нины и брата Миши. Но мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хотелось шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Карандаш царапает - уже весь исписан. Пальцы не слушаются, будто деревянные, но чётко подводят итог. Каждую запись Таня словно чеканит на отдельных листочках с соответствующей буквой - "М", "С", "У", "О".
Ребята 2 класса МБОУ СОШ № 1 с замиранием сердца слушали рассказ библиотекаря об их сверстнице, маленькой девочке Тане, которой на себе пришлось испытать весь ужас холода, голода, бомбёжек и смерти близких и родных во время блокады. Рассказ сопровождали кадры блокадного Ленинграда и библиотечная выставка.
Таню Савичеву также нередко сравнивают с еврейской девочкой Анной Франк, описавшей зверства фашизма в своем дневнике. Но Таня была младше - 11 лет, совсем ребёнок. Обессилевшая от голода и холода, она не могла полноценно вести дневник и оставляла лишь короткие записи о смерти близких. Зачем? Ответ на вопрос ищут многие специалисты - историки и психологи. Мнения разные, но ясно одно: так девочка пыталась победить смерть.