«Александра Пахмутова и Николай Добронравов» – это превратилось в устоявшееся словосочетание, за которым слышатся талантливые стихи, проникающее в самое сердце, и удивительной красоты мелодии. Их называют символами целой эпохи – ведь в этих звуках зашифрована история целой страны и каждого отдельного человека.
Александра Пахмутова младше своего супруга Николая Добронравова всего лишь на год. Знакомство состоялось в 1965 году в студии детского вещания на Всесоюзном радио, когда двум талантам предложили написать песню о лете для пионеров.
В песнях Пахмутовой и Добронравова было много общественного: гордости за родину, героического подвига, романтики освоения новых земель, но также и человеческого, личного, понятного каждому: тоски, нежности, любви, восхищения природой. Песни, которые они сочинили вместе, любит и поёт не только советское поколение, но и наши современники. Это именно те песни, которые поют за столом друзья в минуту душевной близости, которые хочется петь, когда посещает романтическое настроение. Когда Александру Пахмутову спрашивали: «Ваш муж – романтик?», она убеждённо отвечала: «Да, конечно!».
Вместе они создали около 400 музыкальных произведений, известных не только в России, но и в других странах мира. Глядя на эту пару, сложно не начать любоваться. Они оба – самодостаточные, талантливые – каждый по-своему, творческие личности, не утратившие оптимизма и позитивного настроя. «Меня восхищает, как моя жена умеет радоваться простым вещам», – говорил Добронравов. «А меня в моем муже не перестаёт удивлять его любовь к жизни, его терпение. А ещё я поражаюсь, что, несмотря на все перемены в жизни, как и раньше, он любит футбол», – отвечала Пахмутова.
И Добронравов, и Пахмутова с детства были незаурядными личностями. Пахмутову можно легко сравнить с молодым Моцартом. В 1932 году, когда ей было три года, они с родителями пошли на музыкальный фильм, после которого в тот же вечер Аля за фортепиано в точности повторила мелодию из него. Ее отец помогал ей освоить разные музыкальные инструменты, и поощрял ее занятия музыкой. В шесть лет Аля пошла в музыкальную школу, но не успела ее закончить, потому что началась война. Но музыка стала для Пахмутовой тем необходимым «воздухом», без которого она не могла дышать.
Если у Пахмутовой глаза загорались от звуков и мелодий, то юный Коля Добронравов приходил в восторг от красиво составленных слов. Он стал большим поклонником поэзии. Он настолько погрузился в неё, что окружающие усомнились в его «нормальности».
В юности, в 1950 году, он окончил Школу-студию МХАТ, диплом ему подписала сама Ольга Книппер-Чехова. После выпуска он играл в театре романтические и характерные роли. Например, Арамиса в «Трёх мушкетёрах». Но больше его занимала литература, и он стал работать на Всесоюзном радио, где писал песни и инсценировки. Однажды он зашёл в студию Детского вещания. Там сидела Александра Пахмутова. Она к тому времени уже была молодым композитором, и тоже много сочиняла для радио. Добронравов вспоминал: «Я поздоровался. И тут редактор ей говорит: «Смотрите, это – молодой поэт. А вы – композитор». Знаете что, сейчас летние каникулы начинаются. Напишите нам лёгкую песенку про летние каникулы. И мы стали писать ее. Она называлась «Лодочка моторная»». О том, что эта «лодочка» поплывёт далеко, молодые люди догадались сразу.
Любимая фраза Николая Добронравова, которую он произносил каждый раз, когда его спрашивали о семейном счастье – это цитата из «Маленького принца»: «Любить – это не смотреть друг на друга. Любить – значит, смотреть в одном направлении». Что-то общее было у них в отношении к жизни. «Мы – дети войны. – говорил Добронравов. – Это, наверное, наша трудность и печаль, но она нас сформировала». Все пережившие ту войну дети, не могли с точностью сказать, какую профессию они выберут. Было ясно одно: что ни выберешь, в первую очередь – это должно принести пользу Родине.
По возвращении в Москву молодожёны стали настоящей сплочённой командой. Вскоре ими была написана легендарная песня «Трус не играет в хоккей», но славу и успех Пахмутовой и Добронравову принесла трогательная композиция под названием «Нежность», которая впервые была исполнена Майей Кристалинской. А ведь изначально планировалось, что этой чести удостоится Эдита Пьеха. Вот только знаменитая артистка внезапно усомнилась в собственных талантах и пошла на попятную.
Дебютное выступление Кристалинской с новой композицией состоялось в Колонном зале Дома союзов и оказалось провальным… Расстроенная певица возвращалась за кулисы под громкий стук собственных каблуков. Но уже несколько концертов спустя публика все же «распробовала» «Нежность».
Другой любопытный факт — ещё одно своё знаменитое творение, песню «Надежда», которая впоследствии стало визитной карточкой Анны Герман, супруги писали для мужского голоса… Сначала её исполнил актер МХАТа Юрий Пузырёв, а затем Пахмутова и Добронравов хотели услышать ее в исполнении Иосифа Кобзона. Но последний наотрез отказался от песни, которая затем на протяжении двух лет сиротливо пылилась на полке в ожидании своего звёздного часа. Когда редакторы «Мелодии» показали текст Анне Герман, она с большой охотой дала своё согласие.
Когда СССР готовился к запуску первого человека в космос в 1965 году, их вызвали «наверх», конфиденциально оповестили о планируемом событии и попросили сочинить песню об этом. Как вспоминала Пахмутова, это было для них шоком: «Это то же самое, что сейчас сказать: на Марсе обнаружена жизнь и скоро к нам прилетят. Мы чуть не попадали со стульев. Сказали, чтобы мы подумали на тему песни. И мы написали песню «Заря космического века». Она получилась такой, что создавалось впечатление, что в ней поется о супермэне, таком космонавте-герое. Песню записал Георг Оттс с оркестром». Но потом, когда они познакомились с Юрием Гагариным, то написали и другие песни про космос, и образ их героя оказался более человечным.
Другим масштабным событием стала Олимпиада-80, к которой Добронравов с Пахмутовой сочинили знаменитую песню «До свидания, наш ласковый мишка!». От неё наворачивались слезы на глаза почти у всех зрителей на стадионе. «Будем песню беречь, до свидания, до новых встреч!» – эти слова распевала потом вся страна.
Пахмутова и Добронравов всю жизнь занимались любимым делом, однако их семейная жизнь сложилась иначе, чем они когда-то надеялись… У пары так и не появились дети, поэтому своими самыми близкими людьми они по-прежнему считают многочисленных друзей. Между ними не раз вспыхивали ссоры, но они навсегда для себя уяснили простую истину — не стоит вести себя навязчиво в отношении любимого человека.
Николай Николаевич 16 сентября 2023 года. 67 лет провели бок о бок Николай Николаевич и Александра Николаевна. К счастью, сейчас Александра Николаевна немного оправилась после потери мужа. По крайней мере, она все чаще стала где-то мелькать. Пользовались ли плодами своего успеха поэт и его жена? Конечно, ведь они стремились к успеху и добились его. Но это не стало препятствием к их дальнейшему творческому пути. «Любой композитор мечтает написать песню, которую будут петь все, – сказала Пахмутова в одном из телеинтервью. – Это можно сравнить с обольщением, закружить голову. Но специально это делать – подло. Не надо искусственно провоцировать большой успех».
Источники: