Версия для слабовидящих

Новости

Сын Серебряного века

  Сергея Васильевича Рахманинова, часто называют «Самым русским композитором». В этой краткой характеристике выражен как стиль произведений С. Рахманинова, так и место его наследия в мировой музыке.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка» (Сергей Рахманинов).

…Он избегал говорить «СССР», говорил: «Россия», редко употреблял слово «советский». И вместе с тем был одним из первых эмигрантов, кто в начале Великой Отечественной войны организовал сборы в помощь Красной армии. Более восьми тысяч долларов отправились на родину с коротким письмом: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить в полную победу!»

...Ему уготована была стезя родителей, отца-военного. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Кутежи отца, промотавшего четыре поместья, дали ему шанс пойти другой дорогой. Знал ли маленький Серёжа, что, прячась от родительских ссор под роялем, он всю жизнь будет там же укрываться от людей и мира? И более того, укрывать людей в своём музыкальном мире...

Одарённый мальчик, однако, не очень-то любил заниматься. Редки были случаи, когда он подходил к окну и бросал завороженно слушающим прохожим: «Ну что, ещё сыграть, что ли?». Будучи студентом Петербургской консерватории, он слонялся по городу, лихо катался на подножках, а сэкономленные деньги чаще тратил на каток, чем на оперу. Единицы в зачётке аккуратно переправлялись на четвёрки, и потому угрозы исключения из консерватории заставали его друзей врасплох. Но всё прошло. За выпускную оперу «Алеко» на любимые им цыганские мотивы консерваторская комиссия присудила Сергею Рахманинову Большую золотую медаль. (Чайковский обвёл пятёрку с плюсом и добавил поверх еще три!) А ведь совсем недавно он подписывался под фотографиями: «Странствующий музыкант Серёжа Р.».

В характере Рахманинова не было пасмурности, пессимизма, напротив – он был весьма твёрдый и жизнерадостный человек. Но он обладал удивительно тонким чувством трагичности бытия. С некоторого времени его мысли о смерти приобрели неожиданный поворот: «Раньше трусил всего понемногу, разбойников, воров, эпидемий – но с ними по крайней мере можно было справиться. А тут действует именно неопределённость – страшно, если после смерти что-то будет. Лучше сгнить, исчезнуть, перестать быть, но, если за гробом есть что-то другое, вот это страшно. Пугает неопределённость, неизвестность». Его жизнь была полнокровна. Но творческие кризисы вгоняли его в депрессию, из которой самостоятельно он, похоже, не мог выбраться. В 1899 году ему приснился «музыкальный бог», Антон Рубинштейн, громогласно поразивший его простым вопросом: «Почему вы не играете?»

Композитор покинул родину сразу после революции, в ноябре 1917 года. С разрешения Советского правительства вместе со своей семьёй он выехал сначала в Швецию, затем в Данию и в ноябре 1918 года — в Америку.  Здесь началась многолетняя концертная деятельность Рахманинова-пианиста, принесшая ему ошеломляющий успех. ...10 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьей на норвежском пароходе прибывает в Америку. За первые десять лет зарубежной жизни не было написано ни одного нового произведения. «У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний». В Америке его приглашали везде и всюду, но он неизменно всем (за исключением самых близких друзей) отказывал. Привыкли. Замкнутый нелюдим, ну что ж, знаменитость, может себе позволить... Деликатнее прочих был Бунин, который называл эти причуды «большой сдержанностью моего высокого друга».

«Вначале смерть, – говорил Рахманинов о развитии музыкальной темы «Острова мертвых», – а затем жизнь.... Главное – уйти из мiра в мире». Больше всего он любил пятый гимн «Всенощного бдения»: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром». Просил, чтобы этот гимн исполнили на его похоронах. Рахманинов умер от скоротечной формы рака. Диагноз пытались от него скрыть, уверяя, что всё скоро пройдёт. «Будем держаться», – сказал он. Попрощался со своими руками: «Прощайте, бедные мои руки...». «Кто это всё играет?», – спрашивал он, изредка приходя в сознание. Ему объясняли, что никто не играет, и он удивленно покачивал головой. Уходя, он слышал музыку. А может быть, стал слышать её яснее...

Образ Рахманинова в Живописи и скульптуре

Портретные изображения   С.В. Рахманинова, относящиеся к области изобразительного искусства, немногочисленны, так как он не обладал «манией величия», не любил позировать, был необычайно скромен, сдержан, погружён в творческие раздумья и не имел достаточно времени для длительного позирования художникам. Из всего перечня работ можно выделить 2 периода: первый — это прижизненные рисунки и живописные полотна, второй — произведения живописи, графики и скульптуры, созданные посмертно, в основном, советскими и российскими мастерами.

Весной 1925 года художник Константин Андреевич Сомов получил от фирмы «Стейнвей» заказ на портрет Сергея Васильевича Рахманинова для зала «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Работа над портретом началась в 1925 году после переезда Сомова во Францию. Живописный этюд был исполнен в шато Корбевиль в Орсе под Парижем, где Рахманинов проводил лето с семьёй. Сомов изображает композитора на фоне густой тёмной листвы, сквозь которую робко пробиваются солнечные лучи, бросающие отсвет на зеленовато-жёлтую одежду и смуглое от средиземноморского загара лицо. Из множества портретов, для которых приходилось позировать композитору, этот нравился ему больше всего... Рахманинов запечатлён в момент сосредоточенности — глубокий взгляд и внутренняя напряжённость в жесте руки с крепко сжатыми пальцами. Сомов стремился дать сконцентрированную, предельно ёмкую характеристику духовного облика человека при полной внешней его неподвижности.

Особую очаровательность портрету придаёт тенистый зелёный сад, на фоне которого изображён композитор. Кажется, что воздух пронизан весенними «звучаниями» (кантата «Весна» по обоюдному выбору художника и композитора стала основным камертоном «заказа»): в центре зелёного луга сидит в кресле Сергей Васильевич, держа в одной руке нотный лист, другой — подперев щеку, а вокруг — фруктовые деревья в цветочном убранстве, русская берёзка, русский покосившийся частокольный заборчик у русского же пруда… По существу, пейзаж написан «с натуры», Сомова в Корбевиле особо восхищали фруктовый сад, огород и «заросший ряской, поэтичный, совсем русский пруд». Сам художник сказал следующее о портрете Рахманинова: «Вышел он у меня грустным демоном...сходство внешнее не разительно, по-моему, но все говорят, что я изобразил его душу»

...Великого музыканта менее всего заботило желание казаться эффектным, «представительным». Скорее, он маскировал природную застенчивость, неуравновешенность и удивительную для столь прославленного мастера неуверенность в себе. Известно, что Рахманинов, который в годы жизни за рубежом концертировал чрезвычайно много, жил в постоянном, мучительном напряжении и время от времени был вынужден прерывать уже начавшиеся гастрольные турне: нервы не выдерживали...

Портрет С.В. Рахманинова. Скульптор С.Т. Конёнков. 1925г.

В исполненных Конёнковым портретах С. В. Рахманинова за привычной и тщательно поддерживаемой «концертной формой» таится сложный и своеобразный характер. В облике Рахманинова чувствуешь не только утонченность и артистизм, но и болезненно обострённую чувствительность, которая служит в равной мере и источником больших радостей, и причиной очень частых душевных «перегрузок», а то и страданий.

И еще одно: в движении губ, в невольной жестикуляции рук, наконец, во всей пластике портретов Рахманинова, с их динамикой лёгких поворотов и изгибов, ощущается напряжение невысказанного, нерешённого. Если брать широко, перед нами запечатлённое «творческое переживание».

 

Портрет С.В. Рахманинова. Художник  Б.Д.Григорьев.1930г.

Живописный портрет Рахманинова художника Б.Д. Григорьева невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции: все внимание сосредоточено на изображенном в профиль лице композитора, пластическая проработка которого отличается необычайной тщательностью (набухшие веки, мешки под глазами, глубокие складки морщин, тёмная кожа лица). В каждой черточке лица художник находит природное согласие, поразительную логику развития форм, отлитых в замкнутую маску. Природный материал человеческой плоти словно оттачивается резцом жизни, что лишает лицо покоя, насыщает его духовной энергией (сам Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»). Так передаётся художником загадка природы — феномен гениальности великого композитора.

 

Портрет С.В. Рахманинова. Художник Б.Ф.Шаляпин.1940г

«...Портрет с Рахманинова был написан мною в 1940 году в июле месяце в Long Island около Нью-Йорка в местечке Хантингтон, расположенном на берегу Атлантического океана, где Сергей Васильевич со своей семьёй снимал дом на летние месяцы. Ввиду того, что Сергей Васильевич всю жизнь каждый день всегда работал с утра до завтрака и после завтрака ещё часов до пяти вечера и другого времени для позирования оставалось мало, я решил писать его во время работы. Тогда он работал над «Симфоническими танцами», вспоминал художник Б.Ф. Шаляпин. «Голову и всё остальное я писал в то время, когда Сергей Васильевич практиковался на рояле. Только руки пришлось подержать для меня специально, так как они находились, конечно, всё время в движении. Сергей Васильевич начинал свои упражнения очень медленно, и казалось, что он играет одним пальцем. Потом упражнения усложнялись, ускорялись и, наконец, переходили в быстро рассыпающийся бисер звуков по всей длине клавиатуры, задерживаясь то на басах, то в середине, то на верхах или скользя сверху вниз и снизу вверх в непрерывных разных гаммах…».

Портреты Рахманинова других известных художников.

 В стране, да и в мире много скульптурных памятников этому сыну Серебряного века.

Мечтательный великан из Кремлёвского парка Великого Новгорода. Сергей Рахманинов родился в Новгородской губернии, в нескольких десятках километров от города Старая Русса.

Памятник установили в 2009 году. Финансирование работ велось на средства, собранные горожанами и предприятиями Новгорода, а также за счёт целевых взносов в некоммерческий Фонд 1150-летия Великого Новгорода. У автора — скульптора Александра Рукавишникова — получился настоящий великан: высота фигуры Рахманинова 3,6 метра. Вся скульптурная композиция выполнена из бронзы, общий вес памятника — более 3 тонн. Ботинки композитора натёрты до блеска. Говорят, есть традиция: тереть своей обувью туфли Рахманинова. На счастье, конечно. Из расположенных рядом динамиков играет музыка, которая идеально дополняет композицию: это фрагменты из произведений Рахманинова.

Могучая любовь поёт в музыке Рахманинова, любовь к родной земле — любовь бескорыстная и всепоглощающая, дающая силы и исцеляющая. Композитор наполнен ею до краёв и щедро преподносит нам этот кипящий кубок любви к родине и поныне.

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.