Прежде чем говорить о влияние соцсетей на развитие и взросление ребёнка, о современных, как сейчас модно говорить, трендовых способов самовыражения и о том, где грань между творчеством и неадекватным поведением, нужно понять пользу и вред от социальных сетей. Узнать о трудностях, связанных с нахождением детей в соцсетях и способах их преодоления.
Фонд развития интернета сообщает, что около 80% детей и подростков в СНГ считает себя постоянными пользователями соцсетей. Активное общение при помощи подобных сервисов начинается с 8-9-летнего возраста, когда ребёнок ещё не может здраво оценивать риски и последствия своих действий в интернете. Если дети до 4-6 лет пользуются гаджетами преимущественно под присмотром родителей, то старшие мальчики и девочки рискуют попасть в зависимость от социальных сетей, стать жертвой киберпреступления.
У каждого 6-го ребенка более 100 друзей (и это далеко не всегда его сверстники!). Более 40% детей в русскоязычном интернете встречаются с виртуальными знакомцами в реальной жизни - это отдельный фактор риска, представляющий для ребенка физическую угрозу.
Часы в интернете
Популярные соцсети отнимают у подростков более 3 часов каждый день. При этом каждый 5-й (а по другим данным - каждый 2-й) подросток находится в интернете почти постоянно, от чего страдают его сон и учеба. Соцсети уже вошли у детей в привычку.
Плюсы и минусы социальных сетей для ребенка
Родители нынешних детей и сами застали начало эпохи интернета, с его Живым Журналом, “аськой” и многочисленными форумами по интересам. Кто-то делился там проблемами и находил друзей, кто-то занимался самообразованием. Поэтому полностью ограждать современного ребенка от социальных сетей и тех благ, которые они предлагают, невозможно и не всегда нужно. Но количество опасностей в сети значительно возросло, игнорировать их, думая, что подобное может произойти только у соседа, тоже нельзя.
Какие же плюсы и минусы лежат на чашах весов?
Блага цивилизации
-
Проще всего расширять кругозор через общение. Люди из других социальных слоев, культур и стран могут многое рассказать ребенку, помочь ему в формировании собственного мировоззрения и морально-этических ориентиров. А международные соцсети даже помогают учить языки, ведь новый друг может жить на другом краю земли!
-
Можно поддерживать связь с друзьями и родственниками. Переезд, смена школы, причин, по которым ребёнок может расстаться с привычным окружением, великое множество. Но теперь этот травмирующий переход можно сгладить, ведь в социальных сетях пользователь может связаться с собеседником в любой точке мира. Ребенку проще получить психологическую поддержку от близких и приятных людей, он чувствует себя более защищённым и не ищет утешения у незнакомцев в сети.
-
Тренировка общения. Если ребенок стесняется из-за деталей внешности, если его застенчивость мешает ему ладить со сверстниками, отточить навыки общения, попробовать разные стили поведения и получить подтверждение своих лучших сторон он может в интернете.
-
Простор для самовыражения. Опубликовать стих или рисунок? Выложить видео с танцем или песней? Социальные сети идеально подходят для того, чтобы смело заявить о себе.
-
Доступ к новой информации для саморазвития. Бесплатные курсы, видео, фильмы, книги и новостные материалы распространяются в соцсетях благодаря тематическим группам, а подписки помогают ребенку заниматься систематически.
Скрытые угрозы
-
Информационный “хлам”. Далеко не вся информация в соцсетях приносит пользу и развитие. Значительную часть контента составляют “желтые”, развлекательные посты, а привлекательно упакованная, но совершенно ненужная информация оттягивает у ребенка внимание и время. И даже отнимает здоровье, ведь зависимость от телефона и социальных сетей, избыточное потребление информации связаны с высокими нагрузками на нервную систему!
-
Меньше сна и больше окситоцина. Увлеченные социальными сетями дети “отодвигают” сон и другие полезные занятия, чтобы узнать больше, пообщаться больше. Такое поведение влечет усиленную выработку гормона окситоцина, который отвечает за сопереживание и доверие. “Сетевые” дети более чувствительны и могут доверять вовсе не тем людям, которые этого заслуживают.
-
Ухудшение социальных навыков. Свои способности к общению и письменную речь можно не только улучшить, но и ухудшить в социальных сетях. В мессенджерах дети игнорируют синтаксис и пунктуацию, выражают эмоции стикерами и словами-паразитами, забывают, как важна мимика, интонация и “проговаривание” эмоций для окружающих в реальном мире. Это часто делает детей непредсказуемыми, нетерпеливыми, вспыльчивыми и нетерпимыми.
27% детей, имеющих зависимость от телефона и социальных сетей, имеют также расстройства коммуникативной сферы.
-
Снижение навыков работы с информацией. Информации так много, что дети просто не могут тратить время на то, чтобы в ней разбираться. Поэтому они слишком легко доверяют прочитанному, а их способность к логическому мышлению постепенно снижается.
-
Конфликт между ожиданиями и реальностью. Друзья, приобретенные в соцсети, могут оказаться не теми, за кого они себя выдают. А восторженное отношение юзеров соцсетей может резко контрастировать с отношением сверстников в школе. Влияние соцсетей на ребенка может сделать его замкнутым и даже стать причиной депрессии.
-
Ненадлежащий контент и другие угрозы. Наркотики, алкогольная и табачная продукция, материалы для взрослых, системы электронных платежей и многое другое. Здесь ребенок может увидеть то, что ему не следует знать по возрасту.
-
Кибербуллинг. Поведение сверстников в социальных сетях тоже может быть небезобидным. И если от реальных обидчиков ребенок может спрятаться или перейти в другую школу, то виртуальные найдут его где угодно. Всякий раз, заходя в сеть, юный пользователь будет наталкиваться на их сообщения, записи, комментарии и упоминания.
-
Киберпреступления.
Какой вред таит в себе зависимость детей от социальных сетей?
Уязвимая и нестабильная психика подростков особенно уязвима перед зависимостями . Желание самоутвердиться, отсутствие реального жизненного опыта, психологические травмы и неблагоприятное окружение - все это повышает риск зависимости детей от социальных сетей, которую ВОЗ уже признала психологическим расстройством.
-
Зависимость от общественного мнения и завышенные стандарты. Лайки и одобрительные комментарии могут стать допингом для ребенка. Ожидание похвалы от пользователей соцсети - мощный инструмент формирования зависимости от соцсетей. В то же время, ребенок придает большое значение негативным комментариям от завистников или язвительных комментаторов с чувством собственной неполноценности. Сравнивая себя с сетевыми идеалами красоты и социальной успешности, дети начинают страдать от заниженной самооценки, синдрома упущенных возможностей.
-
Нарушения осанки и здоровой работы нервной системы. От хронических перегрузок страдает зрение, нервная система и шейный отдел позвоночника. Кроме того, интернет-зависимые дети менее подвижны, чем их сверстники, что повышает их восприимчивость к болезням, связанным с гиподинамией.
-
Повышенная уязвимость перед киберпреступниками. Дети с низкой самооценкой, ищущие поддержки в сети, становятся более уязвимыми для травли и манипуляций, чем могут воспользоваться злоумышленники. Шантаж, кража личной информации, секстинг (пересылка интимных данных), высмеивание. Все это распространенная практика среди мошенников и психически нездоровых пользователей сети.
-
Чувство одиночества и депрессия. Как ни парадоксально, но общение в социальных сетях лишь усиливает ощущение одиночества. Собеседник, до которого нельзя дотянуться, с которым нельзя пойти в кино или по-дружески обнять, только маскирует реальное отсутствие близости.
-
Потеря времени. Меньше учебы и спорта, меньше общения с родителями и друзьями. Зависимость подростков от социальных сетей пожирает время, не оставляет возможностей для саморазвития. Подростки постоянно прячется в зону комфорта от решения реальных житейских трудностей и получения ценного опыта.
Если ребёнок уделяет сервисам для общения более 3-х часов в день, пора менять его образ жизни и отношения с ним. Ведь это - явный маркер зависимости подростка от социальных сетей. Ученые из университета в Пинсельвании рекомендуют проводить в соцсетях менее 30 минут в сутки.
Как ограничить использование социальных сетей детьми?
Отлучить ребенка от интернета нельзя, а вот сделать для него более интересным реальный мир стоит попробовать. Поэтому к решению вопроса зависимости от социальных сетей стоит подходить комплексно:
-
Помогите ребенку найти хобби.
-
Уделяйте достаточно внимания ребенку, проводите с ним время и добейтесь взаимопонимания с ним.
-
Поддерживайте распорядок дня и поощряйте самодисциплину у ребенка.
-
Честно предупредите ребенка обо всех угрозах.
-
Используйте специальные сервисы и программы родительского контроля.
Нельзя бороться с ветром. TikTok , Instagram ,уже появились в нашей жизни, и многие дети проводят в этих соцсетях большую часть своего времени. Задача взрослых не запретить, а минимизировать, объяснить все опасности, стараться быть в курсе виртуальных знакомств и увлечений, стараться помочь своему ребёнку получить полезный опыт в этой среде и самое главное, не стать жертвой преступления.
Очень полезное видео
Как смартфоны и соцсети убивают наше время. Документальный фильм Би-би-си
Чем опасны социальные сети для ребенка? - Доктор Комаровский
-
-