Версия для слабовидящих

Новости

Юности честно́е зерца́ло

Нам святы о тебе преданья вековые,

Жизнь русская тобой ещё озарена,

И памяти твоей, Великий Пётр, верна

Твоя великая Россия! (П.А.Вяземский)

305 лет назад, 4 февраля 1717 года, в России по указанию и при участии Петра I был подготовлен замечательный документ, учебник, ставший руководством по воспитанию и обучению светского юношества - «Юности честное зерцало». Чему учила книга и какие из приведённых в ней советов остаются актуальными и в настоящее время – в нашем кратком онлайн уроке.

Появление этой книги можно назвать значительным событием в истории детской литературы. На долгие годы она стала руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Предполагаемые составители издания – епископ Рязанский и Муромский Гавриил и Яков Брюс, сподвижник Петра. Источником послужили разные русские и переводные тексты, в том числе, трактат Эразма Роттердамского и «Домострой» Кариона Истомина.

Учебник «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») был издан в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления, и состоял из двух частей.

Первая часть включала азбуку, цифры и духовные наставления. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введённых указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия, отражающие основные принципы русского дворянского общества.

Книга не отличается строгим планом, стилевым единством. Об одном и том же говорится в разных местах. Страницы, адресованные юношам, написаны сжато, страницы для девочек — пространны и многословны. Пожалуй, самой большой заслугой авторов книги является язык и стиль изложения, в целом выразительный, образный, местами даже простонародный. Содержание книги включало, например, такие главы: «Изображение древних и новых писмен славенских печатных и рукописных», «Нравоучения от священнаго писания по алфавиту избранная», «Число церковное и арифметическое»,  «Како младый отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит», «Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми», «Девические чести и добродетелей венец. Состоящии в последующих двадесяти добродетелях», «Девическое целомудрие»; «Девическое смирение» …

Издание «Юности честное зерцало» не является иллюстрированным изданием в современном понимании этого термина. Оно пропитано духом петровских преобразований, несло в себе призыв не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами. Фактически, это первый в России учебник этикета.

В эпоху начала петровского правления, когда только формируются и укрепляются основы книгопечатания, понимание «детской книги» ещё не существовало. «Зерцало» – книга для юношества, которая постепенно стала книгой и для детей младшего возраста. Она формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Молодому дворянину вменялось учиться иностранным языкам, фехтованию, танцам и верховой езде, послушание родителям и старшим. Девицам должно было учиться смирению, трудолюбию, молчаливости, также с почтением относиться к родителям. Уделено в книге внимание правилам поведения на государственной службе, за столом, при общении с другими людьми.

Вот ещё несколько правил, чему дворян XVIII века учила эта книга:

Об общении. Общаться с людьми авторы книги советуют вежливо и учтиво, просьбы свои излагать, как будто общаешься с высоким иностранным гостем: «Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось».

О скромности и деликатности. Скромность — ещё одно качество, которое создатели пособия ценят: «Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамота, и ниже дела своего возвеличивая, расширяй более, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай… А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать».

О самостоятельности.  Совет, актуальный во все времена: «Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай».

О немногословности. Кто меньше говорит, тот знает меньше печали из-за последствий сказанного.

О девической чести. Девушка должна быть богобоязненной: любить Слово Божие, охотно ходить в церковь, причащаться, размышлять о своих грехах, молиться, исповедоваться, верить в Бога твёрдо и без сомнений, носить крест. 

Кроме этого, девушка должна: быть приветливой («приятность и услужливость с благочестными, но с умыслу не изображать»); соблюдать личную гигиену и выглядеть опрятно («в пристойном убранстве себя содержать умеет»); быть трудолюбивой («дабы человек из младости привыкал к работе и мысли»); быть благочинной («человек все свое злое желание обузданным воздержит, что в устах, что в поступках»); быть милосердной («со благонравием сожаление и терпение имеет»); быть стыдливой («человек злой славы и бесчестия боится и от явного греха бегает»); соблюдать целомудрие («человек без всякого пороку и внутренне душою чисто себя вне супружества содержит»); быть бережливой («в настоящем времени тем, что ему бог определил, довольствуется»); быть щедрой («человек из собственного своего нищим уделяет»); отличаться молчаливостью («охотнее надлежит слушать, а не говорить»).

О девичьем целомудрии. В этой главе рассказывается, какими манерами должна обладать благочестивая девица. Вот что предписывалось молодой особе:

Опускайте глаза вниз каждый раз, когда видите добра молодца. Так вы убережёте сердце от любовных чар его.

Ваши щёки должны гореть краснотой, ибо целомудрие есть стыд всего грешного и бездуховного («кто от стыда покраснеет, тот нужды не имеет»). А если не стыдно - пейте красное вино с корицей и сахаром. Станет жарко и ланиты обязательно запылают.

Не забывайте про уши! В красноте своей они не должны уступать щекам.

Смеяться, разговаривать, веселиться и петь песни... Лучше просто забудьте об этом. Для той, что хочет замуж, это запретное поведение. Согласитесь, большей частью из перечисленных добродетелей не мешало бы обладать и современным девушкам.

От юношей смирения тоже в некоторых случаях требовали, чаще по отношению к родителям: их нужно почитать и уважать. Так оно было, есть и будет. Каким еще правилам поведения должен следовать юноша − об этом говорится в разделе «Показания к житейскому обхождению», которые могут пригодиться и в наши дни: не держать в себе гнев и ярость, не устраивать вражды и ссор, не провоцировать скандалы.

Здесь же приводятся и правила, которые в петровскую эпоху только вводились, а в наше время устоялись как нормы этикета. К примеру, ни один воспитанный человек в современном обществе на людях высмаркиваться и плеваться не станет. 

 «Юности честное зерцало» не просто книга. Этот свод правил, хотя и распространялся только на представителей дворянского сословия, был очень популярен на протяжении нескольких столетий, выдержал четыре переиздания и во многом сформировал нормы современного этикета.

В оригинале книгу можно увидеть и прочитать в Российской Национальной Библиотеке, перейдя по ссылке Юности честное зерцало или Показание к житеискому обхождению : Собранное от разных авторов / Напечатася повелением царскаго величества, в Санктъпитербурхе. — [Санкт-Петербург], 5 июля 1719. — [2], 29, 88 с. Размер набора 118 × 78 мм. — Инв. № 301.

Источник: https://fishki.net/2210266-junosti-chestnoe-zercalo.html?utm_source=aab&sign=31314583922863%2C581897091784507 © Fishki.net .

Несмотря на то, что многие из советов, описанных на страницах, потеряли актуальность, отдельные из них стали применяться именно после появления издания и сегодня воспринимаются как должное.

 Вот так и получилась книга для детей с весёлыми иллюстрациями, которая обязательна к прочтению и взрослыми, и детьми (Полное собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес, т.2). Книга есть в детской библиотеке «Знайка». Приходите!

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.