Каждый год, 23 мая, проводятся памятные мероприятия, посвящённые Евгению Родионову, простому русскому солдату, рядовому Пограничных войск России, в день своего рождения казнённому чеченскими сепаратистами за отказ изменить воинской присяге и Православию. Евгений Родионов… Вся Россия должна увидеть, что это её национальный герой.
...18-летнего Евгения Родионова, вместе с ещё тремя солдатами, взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Открытый контрольно-регистрационный пункт находился метрах в двухстах от заставы. Маленькая будка, без связи и света, без какой-либо огневой поддержки — на единственной в горах «дороге жизни», по которой перевозились оружие, боеприпасы, пленные, наркотики... Из подъехавшей машины «скорой помощи», которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили «санитары» в камуфляже, более десятка вооруженных до зубов чеченцев. Этим головорезам не составило особого труда справиться с ещё необстрелянными юнцами.
После похищения молодых пограничников доставили в село Бамут. Там бандиты держали наших ребят в подвале дома. На протяжении трёх месяцев пленники терпели издевательства и пытки. Более всех других чеченцы избивали Евгения Родионова. Причиной тому был его крест, который висел на шее. Боевики предъявили парню ультиматум. Они предложили сделать выбор между принятием ислама, что означало вступление в их ряды, и смертью. Однако Евгений отказался это сделать категорически. За это его жестоко избивали, постоянно твердя, чтобы он снял крест. Однако юноша не сделал этого. Можно только догадываться, о чём думал этот молодой паренёк, которому в то время ещё не исполнилось и девятнадцати лет.
В день рождения Жени, 23 мая 1996 года, произошла кровавая развязка. Вместе с остальными солдатами парня вывели в лес, который находился неподалеку от Бамута. Вначале убили друзей Евгения, находившихся с ним на последнем дежурстве у КРП. После этого в последний раз парню предложили снять крест. Однако Евгений не сделал этого. После его казнили так же страшно, как в древнейшем жертвенном ритуале язычников – отрезали живому голову. Однако и после смерти бандиты не решились снять с тела парня крест. Именно по нему мать и узнала своего сына.
Она, как только узнала, десять месяцев искала Женю по всей Чечне. «Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбёжек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери — найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с преданием земле. Это я только сейчас всё поняла, а тогда, когда ходила по военным дорогам, я только молча молилась Господу...». Впоследствии бандиты дали матери видеокассету, на которой была заснята казнь Евгения. Тогда она узнала, что в этот день находилась всего в семи километрах от села Бамут, которое уже 24 мая взяли наши войска.
О смерти сына мать смогла узнать лишь в сентябре. Чтобы найти тело Евгения и потом вывезти его, вместе с другими погибшими товарищами, на родину, ей пришлось заложить собственную квартиру. Множество фотографий сына раздавала Любовь Васильевна чеченским посредникам, надеясь узнать хоть что-то. За бешеные деньги один из чеченцев согласился указать место захоронения.
«Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за её сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с сапёрами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят. Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки — одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но всё говорила: «Я не поверю, если не найдёте жениного крестика». И когда кто-то крикнул: «Крестик, крестик!», — я потеряла сознание»
...Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев. В конце концов он сам в этом признался. Это признание буквально выпытала у него мать в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: «У сына был выбор, чтобы остаться в живых», - сказал Хайхороев, - «Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался...».
Евгений Александрович Родионов — первый воин российской армии, которого в конце 2003 года было предложено канонизировать. Официального решения Синода РПЦ о канонизации новомученика пока ещё нет. Евгений Родионов причислен к лику святых Сербским Патриархом. В Сербской православной церкви юноша почитается как новомученик. В этой стране православного бойца называют Евгением Русским. Однако считать молодого пограничника месточтимым святым РПЦ не возбраняет. Но официального решения придется подождать. Согласно правилам, канонизация мирян должна происходить лишь на пятидесятый год после их кончины. Исключения возможны лишь для тех, кто проявил свою святость еще при жизни.
Однако иконы воина Евгения уже появились. Только на сегодняшний день по всей России их насчитывается уже немногим более полутора сотен, но они пока еще не являются официальными.
Увековечена память о героически погибшем в Чечне Евгении Родионове и на его родине в Пензенской области. Там в городе Кузнецке 25.09.2010 г. состоялось открытие монумента. Памятник воину Евгению имеет вид бронзовой свечи, пламя которой словно обнимает солдата, держащего в руках крест. Автором монумента является скульптор-художник Сергей Мардарь. Памятник воину Евгению находится на территории школы №4, где учился Родионов, и которая теперь названа его именем.
У входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвящённый ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, — надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казнённый под Бамутом 23 мая 1996 года». Сюда идут, и идут люди: кадеты, школьники, сослуживцы, невесты с женихами, воины, искалеченные в боях, и отчаявшиеся люди. Здесь они крепнут духом, утешаются, а также исцеляются от недугов и тоски…