Куда ты завёл нас? — лях старый вскричал.
Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
К. Ф. Рылеев
В начале XVII века в пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Захватив Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля.
Русский народ поднялся на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение.
Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 года русские ополченцы, разгромив врага, освободили Москву.
В то время избранный 21 февраля 1613 года Земским собором на престол молодой шестнадцатилетний русский царь Михаил Романов находился в своей костромской вотчине селе Домнино. Польские феодалы были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре.
Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды.
Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. Одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своём пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его.
В марте того же года совершил свой подвиг костромской крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин, более 20 лет бывший сельским старостой.
Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 года, другие – по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же «дошла» до наших дней.
Тщательное изучение и сопоставление различных источников позволяет осветить жизнь и героическую гибель Ивана Сусанина.
Отряд, численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на Деревнищи, что в трёх километрах от Домнина. Пьяные, оборванные и голодные паны ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника.
Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повёл их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Согласившись быть проводником, он предложил «гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино в предвкушении скорой победы.
Когда рассвело, старик повёл незваных «гостей» по замёрзшей, но имевшей много прорубей – «окон» речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней и находились непроходимые места.
В это время к деревне Перевоз с запада и северо-запада стали подходить толпы возмущённых крестьян, вооружённых вилами, косами и кольями. Перепуганные шляхтичи стали просить Сусанина вывести их кружным путём на Ярославскую дорогу, предлагали за это деньги.
Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина верёвкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошёл в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший верёвку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича верёвку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.
Выбившиеся из сил, обледеневшие паны просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Враги яростно набросились на него и изрубили саблями.
К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замёрзших панов, а затем обнаружил и тело Сусанина.
В подписанной жалованной грамоте говорилось о том, что «…Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…».
За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью российской культуры и фольклора. Место гибели Сусанина долго вызывало расхождение мнений историков. Лишь в 2005 году появились реальные доказательства того, что народный герой Иван Сусанин действительно существовал и был убит в болоте близ деревни Исупово под Костромой. Там, по мнению археологов, были найдены его останки.
До этого учёные и энтузиасты перекопали землю вокруг трех деревень под Костромой, нашли почти четыреста захоронений. И только возле Исупово обнаружили множество человеческих скелетов на поляне, где в стародавние времена было болото. При них нашлись нательные кресты. Почти все они были католическими и, возможно, принадлежали польским солдатам, которых Иван Сусанин завел в болото. Среди них один крест был православным, разрубленным на осколки. Скорее всего, он принадлежал именно Ивану Сусанину. Также недалеко был найден череп с глубокой рубленой раной.