Версия для слабовидящих

Новости

Глинка – солнце русской музыки

220 лет назад, 1 июня 1804 года, в семье помещика родился один из величайших отечественных композиторов – Михаил Иванович Глинка.

Его музыка стала символом русской национальной идентичности и открыла новые горизонты для музыкального творчества не только в России, но и во всём мире.

В наши дни творчество Глинки по-прежнему остаётся актуальным и важным для мировой культуры. Его музыка звучит на самых престижных концертных и театральных площадках. Великий композитор стал символом культуры и духовной силы России, оставив нам богатое наследие, которое будет продолжать жить и вдохновлять поколения ещё многие годы.

Михаил Иванович Глинка был знаменит не только музыкальными талантами, но и своим обаянием и чувством юмора. Он был приятным собеседником и всегда умел найти общий язык с людьми. Друзья и коллеги ценили Глинку за его интеллект и тонкий вкус. Он часто организовывал музыкальные вечера и встречи, где все приглашённые получали удовольствие и вдохновение от общения с ним.

Несколько интересных фактов из биографии композитора

  • Музыкальная одарённость Глинки была подкреплена другими творческими способностями. С детства он обладал талантом в рисовании и был беглым читателем, владеющим несколькими иностранными языками. Его эрудиция и литературный талант восхищали окружающих, делая его одним из самых образованных и передовых людей своего времени.
  • Глинка всегда стремился к совершенству и неустанно работал над собой и своими произведениями. Его музыка была полна глубины и искренности, она затрагивала сердца людей и оставалась в памяти навсегда. Слухи о неподражаемом голосе Михаила Ивановича Глинки распространялись повсюду. Его тенор поражал своим звучанием, волнуя души слушателей. Однажды в зале собралось множество людей, среди которых был юный князь Владимир Георгиевич Кастриото-Скандербек. Он впервые услышал выступление Глинки. Музыкант исполнил свою песню с такой неподражаемой выразительностью, что после выступления, молодой юнкер едва не потерял сознание. Князя спросили, что с ним произошло, и его ответ был поразительным: «Мне показалось, что это пели сами ангелы, и я испугался, что сейчас начнётся Страшный суд».
  • Работая с артистами над оперой, Глинка долго старался донести до одной из певиц необходимость выразительности в исполнении. Но её голос, хоть был и прекрасен, оставался недостаточно выразительным для партии Гориславы в «Руслане и Людмиле». Чтобы привнести больше жизни в пение певицы, Глинка втайне от всех ущипнул её за плечо. Певица от неожиданности вскрикнула.

« Вот так! Именно этого я хочу от тебя! – воскликнул композитор, – теперь ты увидела, как важно придать музыке выразительность. Пой так всегда, иначе мне придётся прибегнуть к этой хитрости снова...»

  • Однажды Глинка решил устроить вечер, на который пригласил молодых композиторов и музыкантов. Он хотел поддержать их и помочь раскрыть свой талант. На вечере прозвучали не только произведения композитора, но и работы его учеников. Глинка был счастлив видеть, как они росли и развивались под его руководством. И вот гости предложили сыграть на трёх роялях, которые стояли в зале у композитора, произведения Бетховена. Все они, хоть и любили музыку Бетховена, не были профессионалами.

Через несколько минут после того, как музыканты принялись играть, Михаил Иванович Глинка начал нервно ходить по комнате.

«Михаил Иванович, почему вы так нервничаете? – спросил один из гостей, играющий на рояле.

«Это не по-человечески, господа! — вскричал Глинка в отчаянии, – вы уже полчаса мучаете несчастного Бетховена. Пощадите его! Бетховен никогда не сочинял таких вариаций!»

  • Тёща Михаила Ивановича Глинки была весьма рада музыкальным увлечениям зятя и даже называла его «мой маленький Моцарт». Подслушав это, один из друзей спросил композитора: «Ваша тёща так обожает Моцарта?»

«Как вы могли так подумать! – возмутился Глинка, – она о Моцарте ничего не знает, но услышав, что благодаря музыке Моцарт стал очень богатым, надеется, что такая же участь постигнет и меня...»

  • Среди множества композиторов Глинка признавал лишь троих: Кристофа Виллибальда Глюка, Фридерика Шопена и самого себя. Только их музыку он исполнял, не перенося звучания других талантливых пианистов, утверждая, что «звучно играют, но неблагозвучно».
  • Известно, что Глинка создал ряд своих произведений за рубежом, в основном в Швейцарии. Он жил где-то в пределах Женевского кантона, который был популярен среди англичан и русских. Имя Глинки уже было известно. Иногда отвергая беседы с пустозвонами- соотечественниками, он мог позволить себе не принимать посетителей. В один из таких дней к нему заглянул молодой человек. Михаил Иванович, запретивший принимать докучливого гостя, стоял за шторой и слушал его разговор со слугой, который сказал, что хозяина нет дома. Юноша ловко повернулся и, напевая песню, ушёл.

«Беги, вороти скорее!» – внезапно закричал композитор слуге, выскочив в переднюю.

Удивленный слуга подчинился.

Михаил Иванович предложил гостю обедать, был живой и весел, шутил, чтобы не казаться скучным для своего молодого собеседника.

«Скажите, вы не помните ту песню, которую напевали, уходя от меня?» – неожиданно спросил он юношу.

«Мне кажется, я ничего не пел».

«Пели, я слышал, но слишком быстро, я не смог уловить её мотив».

Молодой человек попытался угодить гостеприимному хозяину, перебирая свой репертуар из опер и шансонов, и, наконец, начал «Камаринскую».

«Это она, это она!» – воскликнул радостный композитор, и сразу вписал мотив в партитуру.

Таким образом, великий русский композитор в своём творении воспроизвёл старинную плясовую народную песню, которая теперь известна каждому.

  • В 1885 году по инициативе горожан в центре Смоленска за счёт пожертвований был возведён памятник. На пьедестале запечатлены слова: «Глинке – Россия». Изображение композитора с дирижёрской палочкой украшает вершину памятника. Вокруг него установлена чугунная решётка, в которую вплетены музыкальные ноты.

Михаил Иванович Глинка был первым русским композитором, который по-настоящему смог объединить русские народные мотивы с классическими музыкальными формами. Его оперы, вокальные и инструментальные произведения не только радовали слушателей своей красотой, но и оставались вечным наследием, вдохновляющим новые поколения музыкантов.

Предлагаем вашему вниманию информационный буклет "Музыка русской души"

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.