Версия для слабовидящих

Новости

Стрессоустойчивость у подростков

Стресс не всегда бывает плохим. Стресс в приемлемых дозах тренирует детей принимать вызовы, справляться со сложностями, не опускать руки, когда сложно. Именно поэтому развитие стрессоустойчивости — это не про избегание трудностей.

Суть в том, чтобы учить детей справляться со стрессовыми переживаниями и развивать психологические качества, которые помогут в этом.

Какие качества повышают стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость — это не одно, а несколько качеств, которые поддерживают ребёнка в сложные моменты.

В первую очередь, уделяйте внимание развитию эмоционального интеллекта. Учите ребёнка дифференцировать собственные чувства, искать и формулировать их причину. Такой навык самоанализа пригодится ему в любой напряжённой ситуации.

Помогайте ребёнку развивать оптимизм — это то, в какой манере человек объясняет для себя неудачи, успехи, разные жизненные события. Стиль объяснений влияет на успешность человека, на его здоровье и на многие другие сферы жизни. Представим ситуацию, когда ребёнок потерпел неудачу — проиграл на соревновании. Конечно, он расстроен — и это нормально. Но провести весь вечер в грусти и печали — наверное, далеко не лучший вариант событий. Спросите, кого ребёнок винит в своей неудаче? Важно, чтобы он не заострял внимания на себе, не делал себя единственным виноватым во всех несчастьях. Поговорите с ребёнком и о том, что все в мире преходяще: сегодня тебе не повезло, повезёт завтра. Ребёнку нужно понять, что это неприятное событие не распространяется на всю его жизнь. Из-за одной неудачи он не стал хуже во всех остальных областях и сферах. Напомните ему об этом.

К стрессу часто приводит чувство беспомощности, ощущение «от меня ничего не зависит, я ничего не могу». Чтобы уменьшить влияние этого фактора, постепенно делегируйте ребёнку ответственность за принятие решений (чем взрослее ребёнок, тем больше решений он должен принимать сам: во что одеваться, чем заниматься, с кем дружить).

С непродуктивным беспокойством отлично помогают справляться ритуалы (от обязательного чтения перед сном до семейных поездок). Сделайте ритуалы частью семейного быта, а также помогите ребёнку найти собственные ритуалы (например, обязательно убрать рабочий стол перед тем, как сесть за уроки).

Ещё важный момент — правильная похвала. Старайтесь хвалить за усилия, которые приложил ребёнок, а не только за достижения (например «ты отлично потрудился!» вместо «какой ты молодец!»). Когда родители одобряют действия ребёнка, а не то, какой он, это способствует развитию стрессоустойчивости. Ошибки и трудности — это нормально, когда пытаешься что-то сделать, не стоит наклеивать ярлыки «ты умный», «ты хороший помощник».

Делайте акцент на сильные стороны ребёнка. Родители, которые умеют выявлять и развивать положительные, сильные качества у своих детей, более позитивно относятся к ним. Этот подход помогает преодолевать и школьные неудачи. Например, если у ребёнка не ладятся дела по какому-то предмету, его опорой будут служить успехи там, где у него есть таланты. Школьник сможет постигать сложные темы через сторонние навыки: юный математик может нарисовать график по истории, отразив на нём события и правителей, а гуманитарий представить математическую задачку в образах, чтобы легче было её решать.

Стрессоустойчивость во многом отражает то, как ребёнок владеет навыками саморегуляции. Саморегуляция — это анализ и постановка целей и задач, оценка своей работы, управление эмоциями и поведением. Часто даже взрослые не могут похвастаться высоким уровнем саморегуляции, потому что нас в детстве этому не учили. Но сейчас есть множество книг на эту тему.

Что делать

  1. Выдумайте игру, которая даст ребёнку возможность справиться со стрессом самостоятельно. Например, он может быть супергероем с особым щитом, от которого отлетают страхи.
  2. Придумайте своё слово (фразу), которое означает личностные границы. Например: «Стоп, это эмоции!». Уже в 6-9 лет ребёнок вполне способен (и может!) вежливо предупредить собеседника о нарушении своих границ.
  3. Когда ребёнку предстоит что-то новое и незнакомое, следует рассказать ему, как можно вести себя в этих ситуациях. Например, ребёнок идёт в новый кружок. Расскажите ему, как устроены занятия. У кого он в случае необходимости может попросить помощи. Придите туда до занятий, чтобы обойти все, увидеть, привыкнуть к новому месту. Это поможет реагировать на новую ситуацию, не вызывая стресса.
  4. Разыгрывайте с ребёнком различные жизненные сценарии. Придумывайте обстоятельства, с которыми сталкиваются персонажи игры, и вместе с ребёнком ищите способы выхода из них. Чем больше разнообразных сюжетов вы проиграете, тем ловчее ребёнок сможет в будущем искать способы преодоления сложностей.

    Благодаря развитому навыку стрессоустойчивости ребёнок выйдет из сложных ситуаций с наименьшими физиологическими и психологическими потерями. Кроме того, он разовьёт важные качества, которые ему обязательно пригодятся в жизни, о чем мы говорили выше. Но чтобы сильный стресс не накрывал в трудные моменты, важно создать благоприятную среду для жизни и развития ребёнка. Вот ещё что вы можете сделать:

    • Изучите особенности вашего ребёнка и берегите его от сильных нагрузок, чередуйте их с периодами восстановления сил.
    • Обеспечьте ребёнку удобные условия учёбы и отдыха: сон, рацион питания, чередование физических и интеллектуальных нагрузок, режим дня.

    И тогда стресс не причинит вреда!

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.