10 марта 1564 г. повелением Ивана Грозного и благословением митрополита Макария на Руси вышла первая, точно датированная, книга «Апостол». Историки называют публикацию «Апостола» особой вехой в истории всех восточнославянских народов, ведь книгопечатание содействовало распространению грамотности и знаний в русских землях.
.
Как на Руси стали книги печатать
«Апостол» не был первой книгой, напечатанной на Руси. Известны около десятка не имеющих выходных данных изданий, которые относят к 1550-м годам. Считается, что их мог выпустить приглашенный в Москву из Дании мастер Ганс Мессингейм, прозванный Бокбиндером (от латинского bokbyndere — «переплетчик»). В случае с «Апостолом» известны и имена создателей этого труда — Иван Федоров и его сподвижник Петр Тимофеев Мстиславец, и даты: они набирали лист за листом без малого год, с 19 апреля 1563-го по 1 марта 1564 года.
В 1547 году великий князь московский Иван IV принял титул государя, царя и великого князя Всея Руси. Перед ним встал вопрос о распространении на территории Русского царства образования. Однако он столкнулся с серьёзной сложностью — стране остро не хватало книг. Попытаться хоть как-то удовлетворить эту потребность можно было только при помощи печатного станка, изобретенного Иоганном Гуттенбергом еще в XV столетии.
Другим катализатором книгопечатания стала необходимость выверить религиозные тексты, за века хождения в рукописном виде обросшие ошибками, описками и региональными трактовками. Эта проблема сильно волновала набожного Грозного, который, как об этом говорит Иван Федоров в послесловии к «Апостолу» 1564 года, начал «помышляти како бы изложити печатныя книги… дабы впредь святыя книги изложилися праведне».
Около 1563 года в Москве за государственный счёт был основан Печатный двор. Работу типографии возглавил Иван Фёдоров. Его главным помощником был Пётр Мстиславцев. Ими и была напечатана первая точно датированная книга в отечественной истории.
Что такое «Апостол»
Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне. «Апостол» – это не просто книга, а своеобразная «Азбука» для церковно-приходских школ царских времен. В книге заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания.
Книга представляет собой литургический сборник текстов из Нового Завета, рассказывающих о деяниях и посланиях святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. Такую компоновку придумал не Иван Федоров — рукописные варианты «Апостола» известны с XII века.
Как и Евангелие, этот сборник бытовал на Руси в двух основных вариантах — тексты располагались либо в хронологическом порядке повествования, либо в порядке чтений церковного календаря. Книга Ивана Федорова относится к первому варианту.
Полиграфическое оформление книги — расположение текста, использование лиственного орнамента, появление гравированного фронтисписа — стало образцом для последующих русских печатников.
Как велась работа
«Работа над «Апостолом» велась весьма тщательно. Ранее переписчик сидел над одной книгой от полугода до года, допуская при этом описки и ошибки. Иоанну Фёдорову потребовался тоже год на выверку печатного текста и подготовку гравюры евангелиста Луки, полусотни заставок, рамок, буквиц. Это означает, что печатники вылили специальный шрифт, который был привлекателен своей красивой формой, завитками и линиями. А для удобства читателей, Петр и Иван придумали равномерные пробелы между словами, отступы от края страницы, которые были одинаковы слева и справа.
«Апостол» был напечатан на французской проклеенной бумаге. Книга занимала 534 страницы, на каждой из которых размещались 25 строк. В основу шрифта лёг рукописный полуустав XVI столетия.
Культурная миссия
В 1568 году Иван Грозный отправляет книгопечатников в западные земли. Шло объединение Польши Литвы. И Православие там как никогда нуждалось в поддержке. Литовский гетман Григорий Ходкевич принял книгопечатников в своём имении в Заблудове. Там они в 1568—1569 годах издали «Учительное Евангелие». Но Ходкевич вскоре изменил своё решение: типографию он приказал закрыть, а Фёдорову предложил заняться сельским хозяйством.
Книгопечатнику пришлось переехать во Львов. Он рассчитывал на помощь состоятельных купцов, но те ему отказали. Вместо этого его поддержали священники и обычные горожане. Благодаря этому он переиздал в 1574 году «Апостола». Однако из-за давления местных переписчиков дела у Фёдорова шли не очень хорошо.
Последующие два года Иван Фёдоров провёл в путешествиях. Он посетил Вену, Краков и, возможно, Дрезден. Как мыслитель и просветитель он получил широкое признание.
Книгопечатание вывело на новый уровень распространение знаний в русских землях. «Роль Ивана Фёдорова в этом процессе сложно переоценить», — говорят эксперты, и с ними трудно не согласиться. Первая печатная книга на Руси, выпущенная Петром Мстиславцевым и Иваном Федоровым, до сих пор является реликвией нашей Великой Державы. Древнее издание «Апостол» – это родоначальник печатной промышленности, которая шаг за шагом вела общество к прогрессу, новым знаниям и самопознанию.
«Иван Фёдоров сыграл огромную роль в отечественной культуре. Не зря историк Василий Татищев выделял в нашей истории два ключевых этапа. Первый — это приход христианства, а второй — начало книгоиздания. Фёдоров, вне всякого сомнения, стал одной из ключевых фигур в культуре и истории всех восточнославянских народов»