28 ноября день рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва, крупнейшего ученого и защитника русской культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине.
«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро». (Д.С.Лихачёв).
Что за жизнь! Сколько маленьких было побед И открытий важнейших в науке! И в годину лихую страданий и бед Не сидел он, не складывал руки. Был он старцем седым, скольким в жизни помог Разобраться в пути человека… Может быть, не святой, но уж точно – пророк, Он пророк из двадцатого века. |
Имя Д.С. Лихачева известно каждому жителю России, и многие назовут его защитником русской культуры, символом русской интеллигенции ХХ века.
С большой теплотой Д.С. Лихачев вспоминает о своих учителях: «Школа…наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой жизненный, я бы сказал, мировоззренческий опыт. Класс был разношерстный. Учились и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна, и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные… М.Г Горохов обучал нас два года перспективе почти как точной науке; преподаватель географии изумительно рассказывал о своих путешествиях и по России, и за границей, демонстрируя диапозитивы; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое… Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером, - как много все это значило для нас, мальчиков!»
Важную роль в становление личности Лихачева сыграла озорная и увлекательная атмосфера артистической молодежи в дешевой дачной местности под Петербургом – Куоккале. Имена многих знаменитых художников, актеров, писателей, живших в Куоккале или только посещавших ее, были для Дмитрия Лихачева живыми и повседневными. О Куоккале Д.С. Лихачев вспоминал: «Интересы детей, их развлечения господствовали. Взрослые с удовольствием принимали участие в детских играх. Дух озорства проявлялся и в местном театре, где выступал иногда и Маяковский, читали Репин, Чуковский, ставились подростками фарсы".
Обычно жизнь Д.С. Лихачева представляют себе достаточно ровной и спокойной, протекавшей в тиши кабинетов и библиотек. На самом деле ученый на собственной судьбе испытал все катаклизмы и трагедии ХХ века.
В 1938 году, как и многих представителей интеллигенции, его арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Опыт жизни в лагере Лихачёв назвал потом своим «вторым и главным университетом». Он сменил на Соловках несколько видов деятельности. Например, работал сотрудником Криминологического кабинета и организовывал трудовую колонию для подростков. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием, — рассказывал Дмитрий Сергеевич в интервью. — То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье».Только тяжелая болезнь послужила поводом для его освобождения. С изнуряющим недугом Д.С. Лихачев будет бороться всю оставшуюся жизнь.
В блокадную зиму 1942 года Д.С. Лихачев находится в осажденном Ленинграде. Слабыми руками пишет он книгу в соавторстве с М.А. Тихановой «Оборона древнерусских городов». Мысль от тяжелых событий ленинградской блокады обращалась к Древней Руси. Понять те 900 дней обороны Ленинграда можно было только в масштабе всей тысячелетней истории России. И тогда вспомнились рассказы летописей.
Много сил Лихачев отдавал общественной деятельности. Он был одним из организаторов Общества охраны памятников истории и культуры и некоторое время являлся его председателем. Известен он был и как пропагандист русской истории. Участвуя в разработке «Истории культуры Древней Руси», Лихачев впервые отметил значение книги как составной части повседневной жизни древнерусского человека. Д.С. Лихачев перевел на современный русский язык «Повесть временных лет», представив широкому читателю национальное достояние, свод сведений о важнейших областях жизни людей России ХII века. Он составил фундаментальную энциклопедию в пяти томах, в которой подводились итоги изучения «Слова о полку Игореве» в ХХ веке.
Все пережитое ученый изложил в своих воспоминаниях «Раздумья» и в «Письмах о добром», где размышляет о судьбе интеллигенции в эпоху войн и революций, а также тоталитарного режима. Продолжая библейские заповеди, Лихачев дополняет их, создав свои «Десять заповедей человечности».
Не все в жизни Д.С. Лихачева было гладко. Дмитрию Сергеевичу многое довелось пережить в личной жизни. Трагически погибла его дочь, видный искусствовед. А сам он всю жизнь боролся как с болезнью, так и с людским непониманием, сохраняя высокую энергию духа, помогавшую ему выстоять и не потерять интерес к жизни.
Дмитрий Сергеевич прожил 92 года, в течение его земного пути в России несколько раз сменились политические режимы. Совесть его не была замарана ни одним неблаговидным поступком. Как-то он написал о своем опыте отбывания срока на Соловках: «Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете». В жизни Дмитрия Сергеевича было много-много дней, каждый из которых он наполнял трудом по преумножению культурного богатства России.
Цитаты Дмитрия Лихачева:
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.
Жизнь — это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
Любовь должна быть умной. Она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг может привести к ужасным последствиям.
Велика бывает польза людям от учения книжного. Это ведь — реки, напояющие всю вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания.