Версия для слабовидящих

Новости

«Человек на берегу моря — всегда поэт»

«Человек на берегу моря — всегда поэт»

 «…Вообще старинные города выглядят настолько крошечными,
Что могли бы уместиться на ладони
между линий сердца, ума и жизни.
Расстояния кажутся незначительными,
Точно так же, как и теории,
И старая долгая дорога, что будто бы сокращается…» (Ёсимото Такааки)

Ёсимото Такааки (吉本隆明; 1924-2012) – философ, писатель, литературный критик.

Родился в Токио, в промышленном районе Цукисима, четвёртым ребёнком в небогатой семье корабельного плотника.

Незадолго до его рождения семья переехала в столицу из префектуры Кумамото; по словам Ёсимото, чувство изоляции от столичной жизни оказало на него в детстве колоссальное влияние. Стремясь к независимости от родителей, в 17 лет, в 1942 г., поступил в старшую школу в префектуре Ямагата. В это время он увлекается литературой, зачитывается как западными, так и японскими авторами, в особенности – Миядзавой Кэндзи.

После учёбы и службы в армии Ёсимото несколько раз сменил место работы; увольняться приходилось то по состоянию здоровья, то из-за конфликтов с начальством (Ёсимото активно участвовал в профсоюзах). В этот период он начал писать стихи: в 1952 г. увидел свет его первый сборник “Беседы с собственным временем” (固有時との対話).

Вскоре скончалась его любимая старшая сестра; сам он лишился постоянной работы уже окончательно и с тех пор несколько лет перебивался подработками – бедность и горечь утраты нашли отражение в его ранних работах наряду с типичными для его ровесников поисками своего места в стремительно меняющемся после войны мире. В 1953-м сблизился с членами влиятельного журнала “Бесплодная земля” (荒地), и, выиграв его премию для молодых авторов, начал публиковаться в их ежегоднике.

Однако постепенно Ёсимото утрачивает интерес к поэзии (вернется к ней лишь двадцать лет спустя) и обращается вместо этого к эссеистике и критической прозе. Его первые работы в основном посвящены проблемам христианства. Он развивает идею об Иисусе как мифе.

Но после женитьбы (В 1956 г. женился на поэтессе Куросава Кадзуко; брак был заключён по любви, вместе супруги проживут до самой смерти Ёсимото) и рождения старшей дочери (Савако, позже известной как мангака Харуно Ёико) ценности начинающего автора резко изменились. Христианству он предпочёл буддизм, а в секулярной теории открыл для себя труды Карла Маркса. Это стало поворотным моментом его карьеры, которая с тех пор стала неразрывно связана с марксистской теорией и левой идеологией в целом. Все эти изменения повлияли на характер его критики. Впоследствии он не раз обращался против тех коллег по движению, чьи действия или высказывания счёл несоответствующими идеям Маркса. Начало этому положила статья “Вина писателей в войне” (文学者の戦争責任; 1956).

В 1965 г. вышла в свет его первая крупная теоретическая работа “О красоте слова” (言語にとって美とはなにか) – альтернативная лингвистическая теория через призму учения Маркса. “О красоте…” стала первой частью цикла фундаментальных текстов, который принёс ему известность (подробнее об этом – в следующей статье). Так, вторая его часть, “О коллективных иллюзиях” (共同幻想論; 1968), была восторженно принята новыми левыми и протестным студенческим движением.

В 1971 г. вышел его следующий теоретический труд, “Введение в теорию иллюзий души” (心的幻想論序説). В нём Ёсимото впервые вступил в полемику с западными философами.

На волне критики общества потребления в 1984 г. он написал последнюю часть цикла – “Образы массовой культуры” (マス・イメージ論), в которой феномен масс-медиа рассматривается на современных японских примерах.

 

 

С 1996-го года, после несчастного случая, при котором Ёсимото чуть не утонул, его состояние здоровья резко начало ухудшаться. Но тот не утратил оптимизма и продолжал работать даже из больничной палаты, а читать лекции по философии, буддизму и японской литературе – сидя в инвалидной коляске (цикл лекций транслировался на канале NHK и имеется в публичном доступе). В 2000-х он стал лауреатом нескольких престижных премий, а его книги были изданы колоссальными тиражами.

Скончался в 2012 году от воспаления лёгких.

P.S. 

Банана Ёсимото (настоящее имя - Махоко Ёсимото) – дочь Такааки Ёсимото стала писательницей, добившись всемирной популярности написанием рассказов и повестей с легким экшеном и необычными персонажами.

Выросшая в литературной семье, Ёсимото (мать − Кадзуко Ёсимото − поэтесса, выпустила несколько сборников хайку), по собственным словам, пишет с 5 лет.

Её университетская выпускная работа, «Лунная тень», получила приз декана факультета.

Дебютировала под псевдонимом Банана Ёсимото — от любимых писательницей цветов банана.

Официальный литературным дебютом является роман «Кухня», получивший сразу три приза: премию журнала «Кайэн» 1987 г. за лучший дебют в ноябре 1987 года, литературную премию Кёка Идзуми в январе 1988 и рекомендательную премию министерства образования в августе 1988. Сейчас это самое известное её произведение переведено на многие языки и продаётся в 20 странах мира. Всего Банана Ёсимото написала более 20 повестей, рассказов и эссе, а также несколько работ в соавторстве.

 Материал  был подготовлен благодаря:

https://vk.com/@ndkjapan-esimoto-takaaki-chast-1-kratkaya-biografiya?ysclid=m3y6eykvc551466306

Банана Ёсимото — биография, книги, отзывы, цитаты

 

 

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.