Версия для слабовидящих

Новости

День пианиста отмечают...писатели

День пианиста, который отмечается ежегодно 8 ноября, набирает популярность в музыкальной среде, и касается он, в первую очередь, тех, кто имеет отношение к такому музыкальному инструменту, как фортепиано. Любовь к музыке порой перерастает в творчество. Вряд ли кому известно, сколько в мире было и есть композиторов-любителей. Зато можно вспомнить тех, кто сочинял музыку, хотя прославился благодаря литературным произведениям.

Александр Сергеевич Грибоедов

Автор бессмертного «Горя от ума» с детства учился музыке. Вообще музыкальное образование в ту пору было обязательным для любого образованного человека. Грибоедов виртуозно играл на фортепиано и обладал обширными познаниями в теории музыки. Сохранилось много воспоминаний о нем как о блестящем пианисте.

«Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик», - вспоминал музыкальный критик и писатель  Ксенофон Алексеевич Полевой.

«Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы», -  писал в воспоминаниях о Грибоедове русский драматург Пётр Андреевич Карапытин.

 

 

Лев Николаевич Толстой

В 1849 году молодой Лев Николаевич поселил у себя в Ясной Поляне музыканта Рудольфа, с которым играл в четыре руки на рояле. Увлекшись в то время музыкой, он по нескольку часов в день играл произведения Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона. Будучи уже в годах, Толстой в Ясной Поляне  нередко встречался с известными композиторами. Чаще других его посещали композиторы Танеев и Гольденвейзер. Им он однажды рассказал, что еще в далекой юности, когда ему было 20 лет (в 1848 году), задолго до написания своего первого литературного произведения, он в соавторстве со своим знакомым Зыбиным сочинил вальс фа мажор. Танеев и Гольденвейзер уговорили его исполнить этот вальс, что Лев Николаевич сделал с большой неохотой. Дело было в 1906 году, Льву Николаевичу шел 79 год.

Несмотря на почтенный возраст, Толстой сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Танеев с Гольденвейзером тут же переложили вальс на нотный лист, и произведение  сохранилось до наших дней. В частности этот вальс  звучит в фильме «Отец Сергий», снятом в 1978 году по его повести советским режиссёром Игорем Таланкиным.

 

 

 

 

 

Владимир Федорович Одоевский

 Выдающийся русский писатель эпохи романтизма,  один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии, издатель ряда журналов и альманахов, автор повестей и рассказов, был страстным  пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки и литературным последователем Гофмана. Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал в 1831 году «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези». Также его авторству принадлежит новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора.

Одоевский-музыкант интересовался устройством органов. В конце 1840-х специально для писателя был изготовлен кабинетный орган «Себастианон» известным органным мастером Мельцелем, играя на котором  Владимир Федорович создал ряд музыкальных произведений. На этом Одоевский не прекратил свои музыкальные эксперименты. Князь сочинял музыку, сохранилось несколько его произведений той поры. В частности Одоевский написал для фортепиано «Сентиментальный вальс», канон, колыбельную для органа. 

 

Борис Леонидович Пастернак

Борис Пастернак – российский  и советский писатель, поэт и литературный переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Автор знаменитого романа «Доктор Живаго». Его переводы Шекспира, Гете и Шиллера до сих пор считаются классическими.

Однако, начинал свой творческий путь Борис Леонидович с музыки. Он откровенно признавал:

«Больше всего на свете я любил музыку.  Но у меня не было абсолютного слуха…».

Его мама Розалия Кауфман — пианистка, с детства обучала сына игре на фортепиано. В их доме часто бывали Александр Скрябин и  Сергей Рахманинов. Это наложило отпечаток на будущего поэта и писателя. С 1902 года, благодаря близкому общению со Скрябиным и влиянию матери, он увлекается музыкой и параллельно в течение 6 лет обучается на композиторском факультете Московской консерватории.

Из той поры сохранилось, по крайней мере, три опубликованные композиции: Прелюдия ми-бемоль минор (1906 г.), Прелюдия соль-диез минор и Соната для фортепиано (1909 г.).

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.