Ставропольский край практически у всех ассоциируется с богатыми казачьими традициями, полезными минеральными источниками и бескрайними хлебными полями. И мало кто вспомнит, что наш край имеет самое прямое отношение к знаменательному празднику - Дню космонавтики. Олег Иванович Срипочка - наш земляк, лётчик-космонавт, Герой России, прославивший наш край.
Конечно, космонавтами не рождаются. И, казалось бы, обстоятельства не способствовали тому, чтобы Олег Скрипочка продолжил славные традиции отечественной космонавтики. Ведь только школ ему за время учебы пришлось сменить аж пять, потому как родился Олег в семье военного. Кочевать семье пришлось немало. Однако учился он хорошо, особенно давались точные науки.
А родители всегда находили время помочь детям по учебе, сходить с ними по ягоды, в цирк и т. д. Важнейшей вехой в жизни Олега Скрипочки стали занятия в Запорожском экспериментальном отряде юных космонавтов. В это время он уже учился в школе с физико-математическим уклоном. Но и спорт, надо сказать, не забывал. Представьте, сколько нервов сгорело у родителей, когда их сын увлекся… прыжками с парашютом. Вставал в два ночи, с отцом на такси ехал на аэродром, затем подготовка, полет и, наконец, сам прыжок. Кстати, таких прыжков к моменту полета в космос у Скрипочки насчитывалось более трехсот! Еще один его любимый вид спорта – велотуризм.
Родился будущий космонавт в Невинномысске. А учился он в Запорожье. Еще во время обучения в школе занимался в экспериментальном отряде юных космонавтов. И это был практически первый шаг в космос.
— Некоторое время я хотел быть военным, как мой отец, а в девятом классе узнал от одноклассника, что у нас, в Запорожье, есть организация экспериментальных космонавтов. Мы с моим одноклассником вдвоем пришли туда. Мы тогда все знали про наши корабли, станции, про американскую лунную программу. Между собой азартно спорили, чем "Спейс Шаттл" хуже по сравнению с "Союзом". Знали своих космонавтов и ученых, создававших технику, наших первых героев-космонавтов. Все мы летаем благодаря им, — рассказывает Скрипочка.
В 1993 году окончил МВТУ имени Баумана в Королеве, получил специальность инженера-механика. Работал техником, инженером, зачислен 9 февраля 2000 г. года на должность космонавта-испытателя.
Мало кто знает, что в 2002 году Олег Скрипочка был назначен бортинженером во второй (дублирующий) экипаж 6-й российской экспедиции посещения Международной космической станции. Но после катастрофы шаттла Columbia экипаж расформировали.
ПРОГРАММА-МАКСИМУМ
Если у космонавта не получается поработать на орбите, для него это личная трагедия, но случается, что обстоятельства сильнее людей. Большинство из них ждут первого полета пять-восемь лет, однако Олегу Скрипочке пришлось ждать тринадцать.
— В первые годы после университета, в непростые девяностые, моя зарплата была примерно равна стоимости пачки макарон. Приходилось как-то выживать, но я для себя твердо решил, что моя программа-минимум — работать в космической отрасли, заниматься испытанием кораблей, а программа-максимум — постараться полететь самому, — говорит Олег.
И вот наконец свершилось! 8 октября 2010 г. российская ракета-носитель «Союз-ФГ» с первым пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-М» новой серии, оснащенная цифровыми системами управления, стартовала с Байконура к Международной космической станции. На борту корабля находились Александр Калери, Олег Скрипочка и американский астронавт Скотт Келли.
— Самое яркое впечатление — это старт. На Земле мы не можем отработать все нюансы того, как человеку предстоит работать на орбите. Очень переживал по этому поводу, чтобы не подвести экипаж, тем более во время испытательного полета. Вопросы быта еще волновали: как в невесомости спать, например. Оказалось — нормально: если устаешь — в спальный мешок залез и уснул даже раньше, чем залез, — говорит Скрипочка, рассматривая тюбики с космической едой на стенде в музее.
Он признался, что на орбите больше всего скучал по обычному "земному" завтраку — "хорошей яичнице и крепкому кофе", несмотря на то что рацион космонавтов на станции довольно разнообразен, расписан на 16 дней, и на каждые сутки упакована отдельная порция.
Но космос сполна вознаграждает своих покорителей за недостаток привычных земных радостей невероятными впечатлениями.
— Из иллюминатора корабля на орбите потрясающий вид на Землю. Хорошо видны Кавказские горы, Эльбрус, Казбек... Это была настоящая космическая Одиссея в иллюминаторе, - вспоминает Олег.
Выходы в открытый космос, прием грузовых кораблей, американского шаттла «Дискавери», научно-прикладные исследования, эксперименты – работу свою экипаж МКС выполнила от и до.
Открыл люк и...
Еще одно яркое впечатление Скрипочки — первый выход в открытый космос.
— Когда впервые открыл люк и понял, что надо выходить, а там безграничное пространство, стало зябко. На Земле тяжело понять это чувство, потому что есть нечто, что нас ограничивает. Даже на небо смотришь — кажется, что синева — тоже граница. А там ты смотришь вокруг — границ нет. С одной стороны, есть Земля, станция, из которой ты выходишь, а вокруг всего этого безграничный космос. Может, кто-то спокойно относится к такому, но мне пришлось делать над собой усилие, чтобы туда выйти, — рассказывает космонавт.
Изоляция от изоляции
Все же жизнь на орбите, несмотря на безграничное пространство космоса, требует сдержанности и соблюдения жестких правил. Но в свой третий полет Олег Скрипочка и его коллеги на МКС чувствовали себя более свободными, чем все остальные люди в мире. Разгар 62-й экспедиции на орбиту пришелся на начало пандемии в мире, и когда Земля лицом к лицу столкнулась с коронавирусом, Олег Скрипочка и два американских астронавта находились в космосе.
Вернулись Скрипочка и его коллеги-астронавты фактически на другую планету — коронавирус заставил изменить даже правила встречи космонавтов с МКС.
Другой просто не будет
– Земля – это единственный оазис жизни в Солнечной системе. С околоземной орбиты отчетливо видны последствия деятельности человека – нефтяные загрязнения, пожары и т. д. При этом особенно остро понимаешь, что мы должны беречь нашу планету. Другой просто не будет.
И над Ставропольем станция проходит регулярно. Уютный уголок России.
«Полеты в космос – наша работа»
– Космонавты – это обычные люди, которые работают в необычных условиях. Тем не менее это именно работа. Ответственная и серьёзная работа.
За свою карьеру он совершил три полёта в космос, общее время которых составило 536 суток 3 часа и 49 минут. В 2011 году Олегу Ивановичу присвоили звание Героя Российской Федерации, а в 2017 году его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством».