Сегодня, 1 октября все меломаны отмечают Международный день музыки. Что лучше мелодии может выразить состояние человеческой души? Для музыки не существует никаких границ. Поэтому этот праздник призван объединить почитателей разных жанров, направлений и течений, привести к гармонии непримиримое. Очень часто источником вдохновенья для композиторов становились литературные произведения. А еще нередко писатели и сами сочиняли музыку.
Многие ли задумались над вопросом: какое из искусств важнее – литература или музыка? Что точнее передает душевные терзания героя – литературные или музыкальные формы? Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что интерес к книгам и музыкальным шедеврам для человека любой эпохи являлся частью культурного минимума.
Иногда книга так увлекала композитора, что по мановению страницы романа или повести превращались в страницы оперной партитуры. Многие из них не только вдохновлялись литературой, но и очень любили просто почитать на досуге. А дружба писателей и композиторов дала человечеству множество великих шедевров.
Например:
Михаил Глинка и пушкинский круг
Известный русский композитор родился в удачное время: ему посчастливилось быть рядом с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским и, конечно, Александром Сергеевичем Пушкиным. |
От некоторых писателей Глинка получил бесценные подарки. Так, Грибоедов подсказал ему тему грузинской народной песни, которая потом стала очаровательным романсом «Не пой, красавица, при мне». Все участники вечеров в Зимнем активно подключились к обсуждению идеи первой оперы Глинки – «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»). Она стала и первой русской оперой, способной конкурировать с темпераментными операми итальянских композиторов.
Без Пушкина не было бы и второй оперы Михаила Ивановича – «Руслана и Людмилу» он написал по пушкинской поэме-сказке. Эта опера в свое время стала темой жарких дискуссий. Одни кричали: «Провал!» Другие – «Шедевр!». Интересно, что сказал бы Александр Сергеевич?
Но некоторые писатели и сами имели музыкальное образование и даже пробовали сочинять музыку.
Жан-Жак РуссоЭтот автор — французский борец за социальное равенство. Он прославился как философ, писатель и композитор. Причем в опере «Деревенский колдун» Жан-Жак Руссо смог объединить все свои таланты: он сам написал либретто, к нему создал музыку. |
Эрнст Теодор Амадей ГофманПоследний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Эрнст Гофман помимо литературного творчества сочинял оперы, расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились. Гофман был влюблён в музыку настолько, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь его кумира Моцарта. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и стремился занять место дирижера оперного театра. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор и в наши дни часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Театр, в котором ставилась опера, сгорел, но партитура, к счастью, уцелела. В литературе Гофман оставил свой след как автор множества новелл, повестей, романов и сказок. |
Владимир Федорович ОдоевскийВыдающийся русский писатель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии, издатель ряда журналов и альманахов, автор повестей и рассказов, был страстным пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки и литературным последователем Гофмана. Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал в 1831 году «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези». Также его авторству принадлежит новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора. Одоевский-музыкант интересовался устройством органов. |
Александр Сергеевич ГрибоедовАвтор бессмертного «Горя от ума» с детства учился музыке. Вообще музыкальное образование в ту пору было обязательным для любого образованного человека. Грибоедов виртуозно играл на фортепиано и обладал обширными познаниями в теории музыки. Сохранилось много воспоминаний о нем как о блестящем пианисте. Грибоедов предпочитал инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. К сожалению, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени.
|
Тему музыки и литературы можно продолжать и продолжать. Выяснить, что же любили читать знаменитые композиторы, и какие музыкальные вкусы были у не менее знаменитых писателей. Какие литературные произведения были положены на музыку в разные годы, и какие вдохновляют современных музыкантов.