Версия для слабовидящих

Новости

Музыка и литература: точки соприкосновения

Сегодня, 1 октября все меломаны отмечают Международный день музыки. Что лучше мелодии может выразить состояние человеческой души? Для музыки не существует никаких границ. Поэтому этот праздник призван объединить почитателей разных жанров, направлений и течений, привести к гармонии непримиримое. Очень часто источником вдохновенья для композиторов становились литературные произведения. А еще нередко писатели и сами сочиняли музыку.

Многие ли задумались над вопросом: какое из искусств важнее – литература или музыка? Что точнее передает душевные терзания героя – литературные или музыкальные формы? Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что интерес к книгам и музыкальным шедеврам для человека любой эпохи являлся частью культурного минимума.

Иногда книга так увлекала композитора, что по мановению страницы романа или повести превращались в страницы оперной партитуры. Многие из них не только вдохновлялись литературой, но и очень любили просто почитать на досуге. А дружба писателей и композиторов дала человечеству множество великих шедевров.

Например:

Михаил Глинка и пушкинский круг

 Известный русский композитор родился в удачное время: ему посчастливилось быть рядом с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским и, конечно, Александром Сергеевичем Пушкиным.

От некоторых писателей Глинка получил бесценные подарки. Так, Грибоедов подсказал ему тему грузинской народной песни, которая потом стала очаровательным романсом «Не пой, красавица, при мне». Все участники вечеров в Зимнем активно подключились к обсуждению идеи первой оперы Глинки – «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»). Она стала и первой русской оперой, способной конкурировать с темпераментными операми итальянских композиторов.

Без Пушкина не было бы и второй оперы Михаила Ивановича –  «Руслана и Людмилу» он написал по пушкинской поэме-сказке. Эта опера в свое время  стала темой жарких дискуссий. Одни кричали: «Провал!» Другие – «Шедевр!». Интересно, что сказал бы Александр Сергеевич?

 

Но некоторые писатели и сами имели музыкальное образование и даже пробовали сочинять музыку.

 

Жан-Жак Руссо

Этот автор — французский борец за социальное равенство. Он прославился как философ, писатель и композитор. Причем в опере «Деревенский колдун» Жан-Жак Руссо смог объединить все свои таланты: он сам написал либретто, к нему создал музыку.

 

 

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Эрнст Гофман помимо литературного творчества сочинял оперы, расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились. Гофман был  влюблён в  музыку настолько, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь его кумира Моцарта. 

Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и стремился занять место дирижера оперного театра. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор и в наши дни часто исполняется на концертах.

Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Театр, в котором ставилась опера, сгорел, но партитура, к счастью, уцелела.

В литературе Гофман оставил свой след как автор множества новелл, повестей, романов и сказок.

 

 

 

Владимир Федорович Одоевский

Выдающийся русский писатель эпохи романтизма,  один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии, издатель ряда журналов и альманахов, автор повестей и рассказов, был страстным  пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки и литературным последователем Гофмана.

Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал в 1831 году «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези». Также его авторству принадлежит новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора.

Одоевский-музыкант интересовался устройством органов.

 

 

Александр Сергеевич Грибоедов

Автор бессмертного «Горя от ума» с детства учился музыке. Вообще музыкальное образование в ту пору было обязательным для любого образованного человека. Грибоедов виртуозно играл на фортепиано и обладал обширными познаниями в теории музыки. Сохранилось много воспоминаний о нем как о блестящем пианисте.

Грибоедов предпочитал  инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. К сожалению, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени.

 

 Тему музыки и литературы можно продолжать и продолжать. Выяснить, что же любили читать знаменитые композиторы, и какие музыкальные вкусы были у не менее знаменитых писателей. Какие литературные произведения были положены на музыку в разные годы, и какие вдохновляют современных музыкантов. 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.