Читательский дневник — это особый дневник, который помогает думать о книге, ее героях, авторе и таким образом воспитывает мысли. Настоящий читательский дневник часто превращается в личный, где мысли о книгах существуют среди мыслей о жизни, и это прекрасно, ведь важна не форма дневника, а его способность отражать личность автора.
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Из книги Марты Райцес
"Читательский дневник"
"Мы популяризируем чтение и показываем людям, что на самом деле это не просто развивающее занятие. Это еще и исключительно интересно. Чтение - прекрасный вид досуга. Помимо этого мы формируем навыки, которые помогут человеку при чтении. Это навыки анализа текста, запоминания, методики скорочтения, способность рисовать интеллектуальные карты, ориентироваться в историко-культурном контексте... Очень важно, что мы преподносим все это в легкой форме, без назидательности". Марта Райцес - основатель и методист первой в России организации профессиональных наставников по чтению "Книжный гид".
Читательский дневник научит: свободно выражать и записывать на бумаге свои мысли; рассуждать логически, анализировать, находить закономерности, работать с информацией; обращать внимание на детали; запоминать важное. А также поможет развить писательское мастерство, расширит кругозор, научит через анализ литературного произведения лучше понимать себя и других людей, привьет любовь к литературе и чтению, разнообразит досуг.
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя.