13 апреля отмечают Всемирный день рок-н-ролла — праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни. А вы знаете, что многие известные рок-музыканты очень любили читать книги? В Интернете можно найти немало фотографий наших кумиров в процессе чтения. Хотите узнать, что читали музыканты, ставшие идолами для миллионов почитателей, и кто был у них любимым автором?
Историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.
Рок стал явлением уникальным – чем-то большим, чем просто музыка. С ним пришла новая культурная «оттепель» и новая «искренность». Без него невозможно представить кинематограф 1990–2000 гг. Не замечая того, мы давно говорим на его языке.
И сегодня мы хотим предложить вам книжные рекомендации от наших отечественных рок-звёзд. Сравните литературные вкусы.
Виктор Цой
Музыкант и поэт, лидер рок-группы «Кино»
Ставший легендой еще при жизни, он оставил после себя множество замечательных песен. Можно сказать, что Цой – один из самых известных и популярных музыкантов современности.
Писатель Александр Житинский рассказывал, что Цой был большим поклонником серии «ЖЗЛ». Преподаватель СПТУ-61 (там учился музыкант) Галина Кононова говорила, что Цой обожал стихи Бальмонта, а звукорежиссер Михаил Кувшинов вспоминал, что на Виктора оказали влияние сочинения Платона.
О книжных вкусах Виктора Цоя рассказывал его друг, режиссер Рашид Нугманов:
«…В квартире на проспекте Ветеранов был довольно типичный для советского периода набор книг – не огромная библиотека, но и немало. Среди них помню Джека Лондона, Ремарка, особенно запомнился сборник японских стихов, который всегда лежал на полке в гостиной, я сам любил почитывать его, когда останавливался у Виктора с Марианной… Всего, что он прочитал, не упомнишь, но могу засвидетельствовать, как сам всучивал ему самиздатовские тексты Хармса и Введенского («Елка у Ивановых») и, судя по его смеху, они пришлись ему по вкусу".
Юрий Шевчук
Музыкант и поэт, лидер рок-группы «ДДТ»
«ДДТ» появилась в Уфе в 1980 г., изначально группа называлась (внезапно!) «Ансамбль под управлением Геннадия Родина». В домашних условиях группа записала первые семь песен. Музыкальные критики позже называли ее третьей по популярности – после «Кино» и «Nautilus Pompilius». Группа популярна до сих пор.
Отвечая на вопросы поклонников, Юрий Шевчук говорил, что ему понравилось читать Маркеса («Сто лет одиночества» и «Осень патриарха»), Пастернака («Доктор Живаго»), Ремарка («Три товарища» и «На Западном фронте без перемен»), Шаламова («Колымские рассказы»), Камю («Бунтующий человек»), Булгакова («Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»), Шолохова («Тихий Дон»), Оруэлла («1984»), а также поэзию Саши Черного и Мандельштама и философские работы Николая Бердяева.
Диана Арбенина
Музыкант и поэтесса, лидер рок-группы «Ночные снайперы»
В сравнении с «Кино» и «ДДТ», «Ночные снайперы» – группа молодая. Она была основана в 1993 году Дианой Арбениной и Светланой Сургановой, изначально группа состояла только из них (как акустический дуэт). Первая известность к ним пришла в 1997 году, когда журналист Вилли Пшеничный выложил несколько песен «Ночных снайперов» на своем сайте. Настоящий же триумф состоялся в 2003 г., когда «Ночные снайперы» дали самое крупное сольное выступление в истории группы – в спорткомплексе «Лужники».
О своих любимых книгах Диана Арбенина рассказывала в интервью.
О В.Крапивине: «Это мой любимый писатель. Я была в него просто влюблена. Хотя даже не знаю, как он выглядит. Его книги про дружбу и про море. Корабли, лодки, Севастополь, якоря... Ой, как это меня волновало! Я же сына назвала, как героя этой книги («Трое с площади Карронад»). Знала, что у меня будет сын и его будут звать Артем. У меня всё из книг, а как же!»
О Ремарке и «Трех товарищах»: «Нашла книгу в комнате родителей — у них был свой книжный шкаф, который ужасно манил. Открыла, прочитала и поняла, что моя жизнь уже закончилась. Да, жизнь до Ремарка. И началась какая-то другая… Помню даже рисунок на переплете. Это совпало по времени с взрослением. От чтения возникало очень много вопросов».
О Хемингуэе: «Я далеко не сразу поняла глубину рассказов Хемингуэя. Я не задумывалась о том, как сложно написать простой рассказ. Тогда было непонятно. Сейчас у меня выходит книжка, которая называется «Спринтер». Простоте меня научил Хемингуэй. И скупой сдержанности. Когда я оказалась на Кубе, попросила отвезти на его виллу. Светило адское солнце, нам разрешили походить, заглянуть в окна. Стоят сапоги его, висят фото, афиши с корридой. И такое ощущение, что он только что вышел – покурить или на маяк.…»
О Пеппи Длинныйчулок: «Пеппи мне близка. Она смелая, самостоятельная, веселая, веснушчатая. У нее непростая ситуация в семье, и я некоторым образом экстраполировала ее на себя, потому что тоже была одна – папа с мамой всегда пропадали на работе. Я себя помню в абсолютном счастье и при этом… в абсолютном одиночестве. Оно меня никогда не тяготило».
Александр Васильев
Музыкант и поэт, лидер рок-группы «Сплин»
«Сплин» появился в 1994 году. Со слов Васильева, название группы пришло из стихотворения Саши Черного — поэта Серебряного века. Эти стихи были положены на музыку и вышли песней в дебютном альбоме группы «Пыльная быль».
«Как молью изъеден я сплином…
Посыпьте меня нафталином,
Сложите в сундук и поставьте меня на чердак,
Пока не наступит весна».
О своих поэтических вкусах Александр Васильев рассказывал так:
«Так получилось, что интерес к поэзии был с самого детства. Я почти сразу начал понимать разницу между Чуковским и Маршаком и, грубо говоря, между Хармсом и Михалковым. Дома действительно была очень большая библиотека. А в библиотеке завода, где работала мама, был спецхран. Оттуда она принесла мне сборники русской поэзии, изданные при Хрущеве в короткий период конца 1950-х – начала 1960-х. Так я прочитал Ахматову и Цветаеву, Сашу Черного и всех, кто был на тот момент запрещен. Наверное, правильным бы было сказать, что интерес к запрещенной поэзии всколыхнулся после смерти Высоцкого… Господи! Для меня это была ужасная потеря. Потом мне попалась самиздатовская версия Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ну а «Мастера и Маргариту» мне чуть ли не первому в институте принесли. Так что виват, литература!»
Земфира
Музыкант, поэтесса
Возможно, самая трогательная исполнительница на отечественной рок-сцене. Она взорвала российские музыкальные чарты в 1999 году, первый же ее (одноименный) альбом оказался сенсацией.
В интервью Земфира признавалась, что некоторые писатели сильно повлияли на нее, в том числе о любимых авторах она говорила: «Я очень люблю Фицджеральда. Мой самый любимый писатель из современных – это Филип Дик. А еще Томас Манн и Бунин». Лучшим современным русским писателем она назвала Виктора Пелевина и отдельно выделила его роман «Generation P». Также в разное время она отмечала Набокова и Уайльда, а выбирая самого подходящего писателя для молодежи, назвала Сэлинджера с его «Над пропастью во ржи».
Борис Гребенщиков
Музыкант и поэт, лидер рок-группы «Аквариум»
«Аквариум» считается одной из старейших советских (и российских) рок-групп – собрался он в 1972 году. Вдохновителями «поэтически-музыкального проекта» (как называли его музыканты) стали Борис Гребенщиков, так же известный как БГ, и его друг Анатолий Гуницкий.
В разных интервью БГ рассказывал о своих любимых книгах. О «Властелине колец» Толкина (известно, что Гребенщиков его большой поклонник):
«Я столкнулся с книгой, которая описывает меня самого, — не то что описывает, а обо мне напрямую говорит. В Толкиене меня потрясло отсутствие «декоративности»: там всё как есть, как я это понимаю. Вопросы благородства, чести, долга, каких-то отношений стоят так, как они стоят для меня в реальной жизни, поэтому эта книга говорит про тот мир, в котором я живу. А, скажем, формулировки других писателей меня не устраивают: мне они кажутся лживыми, нечестными, неокончательными и трусливыми. Я, кстати, могу этих писателей очень сильно любить, но я с ними не совпадаю».
О трактатах Лао Цзы:
«Читать Канта мне скучно, я лучше буду читать Лао Цзы. Мне было лет шестнадцать, когда один петербургский художник, послушав, что я несу, сказал: «Возьми книжку «Древнекитайская философия» и найди в ней трактат под названием «Дао дэ цзин». Тебе всё станет ясно». С тех пор я не останавливался. И это отнюдь не увлечение, а нежелание тратить время попусту, потому что европейская философия за последние две тысячи лет не дала никаких практических указаний по поводу того, что надо делать. Она только нудит, что мир либо непознаваем, либо вообще скучен. А на так называемом Востоке люди стали задаваться вопросами гораздо раньше и сформулировали практические указания: что делать, чтобы мне было лучше».
В 2012 году БГ, по просьбе детского издательства «Розовый жираф», составил список десяти своих любимых детских книг. Помимо «Властелина колец» и «Хоббита» Толкина, в него попали «Маленький принц» Экзюпери, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин, «Буратино» Толстого, «Книга джунглей» Киплинга, «Ветер в ивах» Грэма и дилогия Кэрролла о приключениях Алисы. Обсуждая «Алису в Стране чудес», Гребенщиков говорил: «Когда я читаю сказки, то вижу в них то, что знаю и люблю в жизни. Жизнь полна волшебства, просто мы не привыкли на него обращать внимание!»
Вячеслав Бутусов
Музыкант и поэт, лидер рок-группы «Nautilus Pompilius»
Возможно, это самая известная (после «Кино») рок-группа на постсоветском пространстве. И дело даже не в культовом статусе, который группа заработала еще при Советском Союзе.
Вячеслав Бутусов в интервью рассказывал, что часто читает духовную литературу, но не избегает и художественной прозы.
О творчестве Стругацких: «Всё наше студенчество связано с книгами братьев Стругацких. Мы переписывали их вручную. Другой возможности не было. Мы как архитекторы владели техническим шрифтом, который всем понятен. Объединяли усилия и переписывали все эти книги, которые были не изданы. Потом уже народ их ксерокопировал и распространял. Самый настоящий самиздат: сам издал — сам читаешь. Я Стругацких очень люблю».
О романе Замятина «Мы»: «А из недавно поразивших меня книг могу назвать роман «Мы» Евгения Замятина. Он написан языком, который соответствует тому, о чем пишет автор. То есть автор сконструировал этот язык. Мне кажется, в этом он гений. Но чтобы читать эту книгу, мне пришлось все шурупы в голове подкрутить. Замятин — это жестко. Но чем крепче и чем ядреней продукт ты потребляешь, чем надольше он в тебя входит».
О чтении Достоевского: «Я к Достоевскому долго шел и долго жил с ним одно время. Мне очень долго не давались его ключевые романы, в частности, «Бесы». Я к ним подступался три раза в разные периоды жизни. Самым сложным было осилить три первые главы. Мне казалось, если я в этом ничего не нахожу, значит, я либо недоразвитый, либо мне это рано читать еще, либо эта книжка неинтересна. Начинал читать и долго не мог понять — а при чем здесь бесы-то вообще? Я начал лучше понимать Достоевского и вообще русскую классику, когда стал читать духовную литературу. А то, что говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых» — это канонические вещи. Они, как арматура, скрепляют всю бетонную конструкцию».
Возможно, ваши литературные вкусы совпадают с предпочтениями наших рок-музыкантов. Или, узнав их впечатления от прочитанных книг, вам тоже захочется познакомиться с этими произведениями.