200 лет назад в Пятигорск прибыли знаменитые зодчие - братья Бернардацци, и это событие стало знаковым для дальнейшей судьбы города.
Прогуливаясь по городу , можно заметить как архитектура курортной части города отличается от остальных построек разных времен застройки курортного городка. "Виной" тому братья Бернардацци - архитекторы, уроженцы Швейцарии (г.Лугано- итальянская часть Швецарии), приехавшие в Россию в 1822 году.
Из столицы на Кавказ
Небольшая деревенька Памбио на юге Швейцарии хотя мало чем отличается от соседних, все же сумела прославиться на всю Европу. Именно отсюда родом потомственные зодчие Бернардацци, шедевры которых украшают не один город. Братья Джузеппе и Джованни более известны в России как Иосиф и Иоанн.
Бернардацци участвовали в строительстве Исаакиевского собора в Петербурге, куда перебрались в 1820 году.
В 19 веке курорты Минеральных Вод переживали расцвет. На поправку здоровья сюда устремился весь цвет российской интеллигенции. Певцы, художники, композиторы не считали зазорным заиметь тут дачу или усадьбу. Популярность городов росла, надо было приводить их в порядок, придавать лоск и решать архитектурный вопрос. Вот только зодчие ехать сюда не торопились из-за дурной славы, которую создали региону горные разбойники.
В 1822 году генерал А. П. Ермолов обратился в письме к управляющему Министерства внутренних дел В. П. Кочубею: «Без архитектора нельзя ничего делать, и если вы не назначите человека способного, то у меня нет такового, офицеры же инженерные заняты другими предметами». Выбор пал на братьев Бернардацци. Джузеппе был архитектором, Джованни - каменных дел мастером.
Братья прибыли на воды осенью 1822 года, да так здесь и остались. Курорт стал второй родиной для итальянцев. Здесь они строили гостиницы, больницы, жилые дома, питьевые галереи, казенные учреждения, прогулочные бульвары, проектировали парки, скверы и многое другое. Годами трудились, не покладая рук и успели преобразить Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Георгиевск и Ставрополь.
Бернардацци в Пятигорске
Бернардацци поделили территорию Пятигорска на несколько районов. Курортную зону обустроили у подножия горы в старой части. Там построили санатории и галереи, разбили скверы, оборудовали гроты, построили павильоны, беседки, смотровые площадки. Сейчас это улицы Анисимова, Баучидзе, Красноармейская и соседние.
Жилую часть построили почти с нуля. Там расположились жилые дома, усадьбы, базар, площади и вся инфраструктура. Именно Бернардацци ввели правило, которого долгое время придерживались при курортном строительстве: возводить здания не более двух-трех этажей, чтобы одно сооружение не загораживало горизонтов для другого.
В течение двадцати лет архитекторы работали над созданием города-курорта.
Обидно, но далеко не все задумки архитектурных гениев нашли воплощение. Из-за досадной ошибки было прекращено строительство галерей на склонах Машука. Чиновники от строительства посчитали это опасным и чреватым обрушением грунта. Годы спустя обнаружилось, что опасения были напрасными и в расчетах допущена ошибка, но братьев Бернардацци уже не было в живых. Отвергли проект и уникальной конструкции для спуска к озеру Провал. Многие проекты вообще были утеряны, среди них чертеж подземного канала для подачи воды, проект фонтана с аллегорическими фигурами и церковь Скорбящей Божьей Матери.
Преображение города отмечали и знаменитые современники швейцарцев. Братья были знакомы с Лермонтовым и Пушкиным, которого сопровождали на прогулках по городу. В «Путешествии в Арзрум» 1829 года Александр Сергеевич так описал результат работы Бернардацци: «Из Георгиевска я заехал на Горячие воды. Здесь нашел я большую перемену: в мое время ванны находились в лачужках, наскоро построенных. Источники, большею частию в первобытном своем виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям, оставляя по себе белые и красноватые следы. Мы черпали кипучую воду ковшиков из коры или дном разбитой бутылки. Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость».
Братья Бернардацци умерли рано от непосильной работы, нищеты и болезней. Но вклад двух скромных архитекторов в облик наших курортов нельзя не переоценить. Похоронены на старом пятигорском кладбище «Некрополь», недалеко от Места первоначального погребения М. Ю. Лермонтова.