Вы любите сказки? А фэнтези? Говорите, это не одно и то же? Да, не одно, но так уж получилось, что споры о том, что такое пьеса Александра Николаевича Островского "Снегурочка", не утихают без малого 150 лет.
Реалист и сатирик пишет сказку? Нечто непонятное и фантастическое? Как это может быть? — удивлялись многие современники, особенно критики.
В наше время критики и читатели не удивляются — фэнтези уже давно стало чем-то привычным. Беда в том, что фэнтези Островского кажется некоторым читателям и критикам неправильным.
Не сомневаюсь, вы все прекрасно помните сказку. В стародавние времена в селении берендеев появляется красивая девушка Снегурочка — дочь Мороза и Весны.
Первоначальное исследование народных сказок о Снегурочке провел А.Н. Афанасьев в своей работе «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Под влиянием его идей Островский написал свою версию. Он, соединив сказки, легенды и песни воедино, придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. Поэтому сюжетная основа истории Снегурочки в пьесе Островского не совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в народной среде. Александр Николаевич дал волю своей фантазии и рассказал эту историю на свой лад, наполнив жизнь легендарной девушки нешуточными страстями.
Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, автор словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. В центре — образ идеального царя Берендея, который живет для своих подданных, за что горячо ими любим. Правильное государство, где люди живут по законам чести и совести, чтобы избежать гнева богов. Огромное значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота цветов, песен и, конечно же, девушек. Поэтому всеми любим певец Лель — олицетворение пылкости, горячности, юности всех - и молодых, и старых.
В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе — бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер…
Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу. Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения Островского к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть, прежде всего, обличителя «темного царства».
Театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на то, что в спектакле были задействованы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал сам П.И. Чайковский, несмотря на использование технических диковинок: движущихся облаков, электрической подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Бесприданницы».
В 1882 г. известный композитор Н.А. Римский-Корсаков поставил по пьесе Островского одноименную оперу. Красивая сказка о любви, облаченная в музыкальную форму, стала настоящим хитом. На рождественские утренники девочки наряжались в костюм Снегурочки, а взрослые с удовольствием разыгрывали сценки из популярной оперы. К созданию внешнего облика снежной красавицы приложили руку несколько известных художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих – всех их глубоко тронула эта грустная волшебная история.
Сам писатель очень любил и ценил свою “весеннюю сказку”.
Ведь по сути пьеса — просто о любви. И об умении слушать любимых.