12 апреля 1951 года в США предпочитают не вспоминать, ведь именно в тот день в ходе корейской войны американская стратегическая авиация потерпела самое сокрушительное поражение в истории. Потерпела от советских летчиков, которых повёл в бой полковник Иван Кожедуб.
В небе над корейским полуостровом советские летчики воевали под чужими именами. Форма на них была китайская, а личные документы не имели никаких фотографий. Вот что рассказывает о тех давних событиях Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко.
"В начале октября 1950 года произошло событие, изменившее мирную и размеренную жизнь нашего авиационного полка. Однажды командир части собрал в клубе всех летчиков. На трибуну вышел генерал Редькин, заместитель командующего авиацией Московского военного округа (в ту пору авиацией округа командовал генерал Василий Сталин). Он коротко рассказал о нелегкой борьбе коммунистов Северной Кореи с империализмом, сообщил, что американская авиация сжигает напалмом города и села этой многострадальной страны, уничтожает мирное население. В заключение сказал, что правительство Северной Кореи обратилось к правительству Советского Союза с просьбой оказать помощь в нелегкой борьбе с американской авиацией. «Советское правительство согласилось удовлетворить просьбу руководства Корейской Народно-Демократической Республики, – сказал генерал и после непродолжительного молчания спросил, – кто из летчиков желает поехать в Северную Корею добровольцем?» Все, как один, подняли руки".
Командиром 324-й истребительной авиадивизии был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Официальный псевдоним Кожедуба в Корейской войне-Крылов, но летчик шутил, что на десять месяцев он стал Ли Си Цином.
Иван Кожедуб – прославленный летчик-ас, военачальник. В 1985 году стал маршалом авиации, три раза удостоился звания Герой Советского Союза. С 1946-го по 1961 годы избирался депутатом Верховного Совета, в 1989-1991-м годах был народным депутатом СССР. |
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950 года. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз – негласно на стороне КНДР. Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих. Советские вооруженные силы – лишь одним отдельным истребительным авиакорпусом. В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон, впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике. И советские МиГ-15 превосходили во всём самолёты противников.
С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец. Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители. Советский щит над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полёты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боёв крупных групп истребителей F-86 с МиГами.
"ЧЁРНЫЙ ЧЕТВЕРГ"
Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян. Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска. В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб. Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29, не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов. Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен. Советская сторона не понесла никаких потерь, два самолёта были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй. Этот день вошёл в историю авиации США как «Чёрный четверг».
В Корее асами стали 46 советских летчиков. В общей сложности эта полусотня пилотов сбила 416 самолетов противника.
Лучшим советским асом Корейской войны считается командир 196-го ИАП 324-й авиадивизии подполковник Евгений Георгиевич Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик истребитель и верный старший друг своим подчиненным. |
12 апреля весь мир отмечает величайшее событие - Первый полёт человека в космос. Но этот уникальный бой, грамотное руководство командиров, сохранившее жизни подчинённых, отвага советских лётчиков - безусловно, заслуживают внимания. 70 лет прошло с этого знаменательного события.
За время войны в Корее в боях погибло 120 наших лётчиков. Многие из них были похоронены на территории Китая.
Вечная им память!