Версия для слабовидящих

Новости

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Вениамин Каверин — российский и советский писатель, прозаик и драматург. Автор приключенческого романа «Два капитана», ставшего настоящим бестселлером для молодёжи СССР.

Девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» для автора  "Двух капитанов" был визитной карточкой и даже смыслом жизни. История, которой зачитывалась молодёжь прошлого столетия актуальна и сегодня.

Писатель В. Каверин родился 19 апреля 1902 года в старинном русском городе Пскове в интеллигентной семье. Родители его — военный копельмейстер Абель Зильбер и владелица музыкальных лавок Хана (Анна) Дессон. Веня был самым младшим, шестым ребёнком в семье.

Отец редко бывал дома, мало вникал в жизнь детей — основную часть времени он проводил в казарме, репетируя с оркестром строевые марши. Материальное положение семьи было нелёгким. Управляться с хозяйством и разновозрастными детьми матери приходилось в одиночку.

Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, окончила московскую консерваторию по классу рояли и всю свою энергичность и широту интересов передала детям. Она давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты. По её приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы и драматические артисты, в числе которых Фёдор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. Огромное влияние на Вениамина оказал старший брат Лев, ставший впоследствии всемирно известным учёным-микробиологом и иммунологом.

В 1912 году Каверин поступил в местную гимназию. Поступление далось мальчику непросто: с рождения гуманитарий, он дважды провалил экзамен по арифметике. Однако проведённые в стенах гимназии шесть лет запомнились яркими событиями.

Детство закончилось зимой 1918-го, когда в Псков вошли немцы. Уходить от суровой действительности юному Вениамину помогали книги. Он стал настоящим книгоглотателем, поглощая в больших количествах литературу самого разного свойства: сказки Андерсена и Перро, книги Диккенса и Виктора Гюго, произведения русских классиков, приключенческие романы Фенимора Купера и Эмара, повести о Шерлоке Холмсе и бульварные книжки о благородных разбойниках и сыщиках. Как вспоминал потом Вениамин Александрович, ему особенно нравился Роберт Стивенсон, поразивший способностью завладевать вниманием без остатка, посредством «силы сцепления слов, рождающей чудо искусства».

Молодёжь его поколения — реалисты, семинаристы, студенты — спорили о творчестве Максима Горького, Леонида Андреева и Александра Куприна. Авторитетом для юного Каверина был Юрий Тынянов, взявший в жёны сестру Елену. Тынянов раскритиковал полудетские стихи 13-летнего Вени, хотя и отметил хороший слог. Он первым посоветовал Каверину писать прозу.

В 1919 году Вениамин переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Одновременно работал в студенческой столовой, потом в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

Через год по совету того же Тынянова, которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. В 1929 году защитил кандидатскую дисертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбсус. История Осипа Сенковского», принёсшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

В Петрограде студент Каверин знакомился с поэтами, рифмовал сам, посещал семинары, лекции и наконец решился продемонстрировать таланты: на конкурс, объявленный Домом литераторов, подал рассказ «Одиннадцатая аксиома», за которую получил премию. Рассказ начинающего писателя отметил Горький.

Огромное значение для воспитания Вениамина Каверина как мастера слова имела его причастность к группе литераторов «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. Организовалось это писательское братство в 1921 году. Вскоре молодые люди поняли свою наивность, и среди них начались идеологические разногласия: группировка разделилась на западное крыло и восточное. Первые предпочитали приключенческие жанры, а вторые уделяли внимание изображению бытовых и фольклорных сюжетов.

Серапионовы братья.

Слева направо: К. А. Федин, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, Е. Г. Полонская, М. М. Зощенко, Н. Н. Никитин, И. А. Груздев, В. А. Каверин

Сначала это не мешало творческому сотрудничеству, но постепенно они совсем разошлись во взглядах, чему способствовали серьёзные нападки критиков. Однако свою первую новеллу, сочинённую в стиле Гофмана, Каверин опубликовал в сборнике этого кружка.

В 1923 году увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», через два года — роман «Конец Хазы», а в 1931 году — роман «Художник неизвестен».

Во время Великой Отечественной войны Вениамин Каверин работал на Ленинградском и Северном фронтах корреспондентом от «Известий». Увиденное за эти страшные годы писатель отразил в своих дальнейших произведениях. Он собирал материал для второго тома «Двух капитанов»: много общался с личным составом флота, наблюдал за повседневной работой моряков.

В 1947 году Вениамин Александрович перебрался в Москву. Поселился на даче в Переделкино, где создавал трилогию «Открытая книга». Через год роман о труде микробиологов опубликовали, читатели встретили его очень тепло. Совершенно иная реакция поступила со стороны критиков в нескольких десятках разгромных рецензий говорилось о враждебности книги социалистической власти.

В середине 1950-х состоялся второй съезд советских литераторов, где с речью выступил Вениамин Каверин. Он призвал общество уважать творческих людей, а вчастности, пересмотреть отношение к произведениям Юрия Тынянова и Михаила Булгакова. Через два года в «Литературной Москве» было опубликовано продолжение романа «Открытая книга». На сей раз произведение было принято спокойно — времена постепенно менялись.

Прозаик работал до самых последних дней, но не все его замыслы воплотились в жизнь. Последнее произведение - книга о Юрии Тынянове, дружбу с которым писатель пронёс через десятилетия, осталось неоконченным. Люди, знавшие его, говорили, что литературу он любил намного больше, чем собственное творчество, которое никогда не переоценивал.

«Если бы я писал, как Бунин! Но этого нет, - заметил он однажды поэту М. Синельникову, - и в нынешнем своём положении я могу только любить русскую литературу и служить ей».

Создателя «Двух капитанов» не стало 2 мая 1989 года. Могилу Вениамина Каверина на Ваганьковском кладбище в Москве украшает гранитная плита с автографом его подписи той же, что воспроизводится на обложках разных изданий произведений автора, которые по-прежнему востребованы массовым читателем.

 

 

Источник: Журнал «Честь Отечества» № 5-6, 2022

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.