К Году народного наследия народов России и 60-летию массового возвращения казаков-некрасовцев на Родину
НЕКРАСОВЦЫ – ХРАНИТЕЛИ ЯЗЫКА И ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ
Если вы захотите познакомиться с уникальной культурой донских казаков XVIII века, приезжайте на Левокумье. Потомки донских казаков, покинувшие после поражения булавинского восстания родные земли на Дону, вернулись на Родину в сентябре 1962 голда.
Давно то было. Когда царь разбил Булавина, над казаками старшим стал Игнат Некрасов, а казаки стали называться некрасовцами. Казаки-некрасовцы хотели жить вольно, а царь этого не желал. Послал он на них князя Долгорукого. Шёл князь на казаков, всех убивал, а сёла огнём палил. Испугался Игнат, что все пропадут. Собрал он круг, и решили казаки искать себе пристанище в чужих краях. Так казаки оказались в Турции, где прожили 250 с лишним лет. Сеяли хлеб, ловили рыбу, соблюдали традиции и обычаи. Гибли от болезней, землетрясений, но завет Игната Некрасова помнили: царизму не покоряться, при царизме в Россию не возвращаться. По каким землям не ходили, но корень некрасовский сохранили. Сколько языков поменяли: и румынский, и болгарский, и греческий, и турецкий, один только русский устоял.
В соответствии с заключённым соглашением в сентябре 1962 года 215 семей (999 человек) некрасовцев покинули Турцию на теплоходе «Грузия» (Сёма Бабаев — тысячный переселенец, родился на теплоходе). Маршрут лежал через город Новороссийск поездом до Прикумска (Будённовск), а оттуда к посёлкам Новокумский и Кумская долина.
«22 сентября зарёй мы вступили на землю предков. Мы пришли до своего языка, исполнили завет Игната Некрасова — кровь не замарали и язык 250 годов сберегли», – писал Саничев Василий Порфирьевич, избранный атаманом казаков- некрасовцев.
«Казаки-некрасовцы являют собой пример исключительный, не имеющий аналогов. Они являются гордостью не только старообрядческого мира, но и всего русского народа» – обращение Митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой церкви Корнилия.
Казаки-некрасовцы – живые носители духовных и культурных традиций представляют огромный интерес и потенциал для возрождения собирательской и исследовательской работы художника, художественных традиций и реализации творческих интересов.
Духовное и фольклорное творчество некрасовцев признано уникальным и получило статус нематериального культурного наследия народов России.
|
ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ
Молокане — одна из разновидностей духовных христиан, а также особая этнографическая группа русских. Принято считать, что молоканство берёт начало во второй половине 60-х годов XII века, основатель которого — крестьянин Тамбовской губернии Семён Уклеин. Однажды он встретился с одним из основателей духоборчества Побирохиным, женился на его дочери и принял духоборческое учение. Но через некоторое время они разошлись во взглядах. Отделившись от духоборцев, Уклеин сблизился с последователями протестантского рационалистического учения Тверитинова, которых в то время немало было в России.
Сами молокане называют себя «духовными христианами», а своё название «молокане» объясняют тем, что исповедуемое ими учение есть то «словесное молоко», о котором говорится в священном Писании. Молокане терпимо относятся к представителям других религиозных вероисповеданий, однако браки с ними запрещены, в том числе и с русскими православными. Они верят в Бога и в возможность непосредственного общения с ним, почитают Библию, но отрицают кресты, мощи святых, не поклоняются иконам. Считают, что залог спасения человека — это есть добрые дела. Добросовестный труд — одна из заповедей молоканской этики «добрых дел».
В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, в последствии отошедшей к Турции) и на Северном Кавказе. В конце 1961 года на территорию Советского Союза вернулись представители молоканских общин, проживавшие на территории Турции.
14 октября 2022 года в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края прошла научно-практическая конференция, посвященная Году народного наследия народов России и 60-летию возвращения казаков-некрасовцев на Родину
Сотрудникам Централизованной библиотечной системы города Лермонтова посчастливилось побывать на этом масштабном, значимом для всего края мероприятии, окунуться в атмосферу прошлых лет, прикоснуться к истории, познакомиться с удивительными людьми, их бытом и традициями.
Высокий уровень подготовки, разнообразие программы, атмосфера доброжелательности и гостеприимства оставили незабываемые впечатления.
Источник: журнал "Левокумье", http://www.artmuseum26.ru/