В последнее время опасность терроризма значительно увеличивается. Это связано, прежде всего, с возрастающим фактором технологического развития общества. Терроризм, как явление, стал объектом повышенного внимания и со стороны контролирующих органов, и со стороны социальных институтов.
Причин, изменивших вектор внимания в российском государстве, несколько. Одна из них - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25.06.2002 г. В соответствии со статьей 13 данного закона, на территории Российской Федерации запрещается массовое распространение экстремистских материалов, а так же их хранение.
Федеральный список экстремистских материалов составляется Министерством юстиции России на основе судебных решений. Впервые он был опубликован 14 июля 2007 года и состоял из 14 пунктов.
В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», который ввел в российское законодательство понятие «экстремистский материал» указано, что «федеральный список экстремистских материалов подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации».
Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это книги, брошюры, выпуски и отдельные статьи из журналов и газет, листовки, интернет-сайты, видео, плакаты, лозунги. Достаточно широк и спектр авторов, чьи произведения по тем или иным причинам суды запретили. Среди них - политические и религиозные деятели, публицисты, журналисты, так же анонимы, пишущие свои обращения. Поводом для вынесения предостережений и представлений может являться не только факт наличия в открытом фонде библиотеки экстремистских материалов, таких как: книги и лекции основателя Сайентологической церкви Рона Хаббарда, издания Общества свидетелей Иеговы, учения Порфирия Иванова и др.
Библиотеки стали объектом внимания органов прокуратуры фактически сразу же после официальной публикации «Федерального списка экстремистских материалов». В настоящее время количество актов прокурорского реагирования в адрес библиотек исчисляется сотнями, активность органов прокуратуры в отношении библиотек ежегодно увеличивается. Если в первые годы санкции заключались, главным образом, в предостережениях и дисциплинарных мерах, то в 2011 г. несколько руководителей были привлечены к административной ответственности.
Российские библиотеки оказались в ситуации когда, в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности» прокуратура требует избавиться от литературы, внесенной в «Федеральный список экстремистских материалов». С другой стороны, в соответствии со статьей 12 ФЗ-№78 «О библиотечном деле», «не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам», так же п 2ст.20 гласит: «Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов…». К сожалению, ФЗ-№114 не дает четкого определения понятия массового распространения экстремистских материалов, и, в сложившейся ситуации библиотеки оказались заложниками несоответствия в требованиях законодательной и исполнительной властей.
Относительно наказания за распространение экстремистских материалов закон предполагает, что «Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности».
Под административной ответственностью имеется в виду статья 20.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Производство и распространение экстремистских материалов»), которая влечет штраф или административный арест на 15 суток.
Материалы, признанные экстремистскими решением суда по месту их обнаружения, подлежат немедленной конфискации. Информация о судебном решении передается в федеральный орган государственной регистрации - Министерство юстиции РФ. На основе полученных сведений формируется «Федеральный список экстремистских материалов», который размещен на сайте по адресу: www.minjust.ru/nko/fedspisok.
Предлагается несколько предложений и практических рекомендаций библиотекам по исполнению ФЗ-№114 «О противодействии экстремистской деятельности»:
-
Руководителю библиотеки необходимо издать приказ о работе с документами, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов».
-
Решить для себя – нужна ли эта литература в библиотеке.
-
Закрепить это решение в документах.
-
Документы экстремистского содержания не могут быть представлены в открытом доступе.
-
Проводить сверку фонда со Списком, документировать эту процедуру.
-
Выявленные книги из списка маркировать (если решено оставлять в фонде).
-
Отстаивать свою позицию перед прокуратурой.
Выдача пользователю документа экстремистского содержания может производиться только по его письменному запросу.