Смерть, которая потрясла мир.
Почему погиб Юрий Гагарин?
27 марта более полувека остается черной датой в календаре. Это день, когда Земля потеряла того, кого любила больше других.
Последние дни марта 1968 года в Советском Союзе были окрашены в траурные тона. Горе десятков миллионов человек было искренним и глубоким.
![]() |
Похороны Юрия Гагарина и летчика Владимира Серегина. Траурный митинг на Красной площади. 30.03.1968 Фото: РИА Новости / М. Ганкин |
Не рвался в «свадебные генералы»
Юрий Гагарин не просто стал первым человеком в космосе. Его улыбка превратила смоленского парня в любимца всей планеты.
В течение нескольких лет продолжались его мировые гастроли — каждый хотел увидеть покорителя орбиты воочию.
Шеф отряда советских космонавтов Николай Каманин смотрел на происходящее критически — Гагарин превращался в «свадебного генерала», потерял физическую форму, набрал лишние килограммы.
Но и сам первый космонавт Земли не был в восторге от происходящего. Количество покорителей космоса росло, и Гагарин смог переложить часть общественной нагрузки на товарищей, сосредоточился на учебе в академии и тренировках. Благодаря этому он полностью восстановился, и в 1967 году стал дублером Владимира Комарова во время полета «Союза-1».
Но «Союз-1» разбился при приземлении, космонавт погиб, и это взволновало высшее руководство СССР. Пошли разговоры о том, что Гагарина нужно поберечь.
«Гагарин восстановится как летчик первого класса»
Сам Юрий Алексеевич был резко против этого. Он считал себя действующим летчиком, и хотел полностью восстановить навыки пилотирования.
Для поддержания летной формы членов отряда космонавтов еще в 1962 году была создана смешанная авиационная эскадрилья, командиром которой стал летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Серегин.
В 1967 году на базе эскадрильи Серегина был создан отдельный испытательный тренировочный полк.
В феврале 1968 года генерал Каманин записал в своем дневнике: "В этом году Гагарин и Титов будут много летать: Гагарин восстановится как летчик первого класса и займется руководством летно-космической подготовки в ЦПК, а Титов будет заканчивать свое оформление в качестве летчика-испытателя и кандидата на облет орбитального самолета Микояна".
Летную практику первый космонавт проходил на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»).
Программу полетов с инструктором к концу марта 1968 года Гагарин практически завершил.
На 27 марта был назначен последний проверочный полет на спарке, а дальше Гагарину предстоял первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17.
![]() |
На таком самолете МиГ-15УТИ разбился Юрий Гагарин. Фото: Commons.wikimedia.org |
«С самолетом оборвалась связь»
Генерал Каманин собирался лично приехать на аэродром Чкаловский, чтобы поздравить первого космонавта с окончанием программы восстановления летных навыков. Однако он не смог этого сделать из-за занятости в Москве.
В 10:18 Гагарин и Серегин взлетели на учебном самолете МиГ-15УТИ.
На работу в пилотажной зоне отводилось 20 минут, но уже в 10:32 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу.
В 10:50 Каманин получил доклад:"С самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее".
Николай Петрович Каманин был самым выдающимся летчиком, участником спасения челюскинцев, командиром штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Понимая, что ситуация чрезвычайная, он тем не менее полагался на мастерство пилотов, особенно Серегина, классного летчика-испытателя.
Но в 14:50 командир поискового вертолета Ми-4, майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловский и в трех километрах от деревни Новоселово».
Талон в нагрудном кармане
Вот что увидел Каманин, когда удалось добраться до места падения: «Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700−800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6−7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Признаков гибели Гагарина не было, но и надежды на его спасение катастрофически падали»
Все понимали: при этой картине происшествия никаких шансов на то, что космонавт-1 уцелел, не было. Однако точное подтверждение нашли 28 марта — на дереве на высоте свыше 10 метров висел кусок материи, оказавшийся частью летной куртки с нагрудным карманом. В нем нашли талон на питание на имя Юрия Гагарина.
Поисковым группам было приказано собирать все биоматериалы на месте катастрофы. Космонавт Алексей Леонов рассказывал, что среди них видел кусок кожи с родинкой, которую раньше разглядел у Гагарина во время совместного похода в парикмахерскую.
Итоги расследования
Собранные останки кремировали, а урны с прахом 29 марта были установлены в Краснознаменном зале Центрального Дома Советской Армии для церемонии прощания.
30 марта 1968 года Юрия Гагарина и Владимира Серегина похоронили в некрополе Кремлевской стены. Трехдневный траур, объявленный в стране, впервые в истории СССР не был связан с кончиной представителя высшего руководства.
![]() |
Портрет погибшего летчика-космонавта СССР, первого президента Общества советско-кубинской дружбы Юрия Гагарина в фойе Дома дружбы с народами зарубежных стран. 29.03.1968 |
Вопрос о том, почему погиб Гагарин, не дает покоя исследователям многие десятилетия.
Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла примерно через 50−70 секунд после последнего сеанса связи. Судмедэксперты, изучавшие ткани погибших, пришли к выводу, что в их крови не было посторонних веществ. Также в результате изучения кабины был сделан вывод, что экипаж до последних мгновений находился в рабочем состоянии, пытаясь спасти самолет. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было.
Наиболее вероятной причиной катастрофы комиссией по расследованию был назван резкий маневр уклонения от метеорологического шара-зонда, который внезапно оказался на пути самолета Гагарина и Серегина.
Резкий маневр привел в последующем к попаданию самолета в закритический режим полета и падение. Самолет вошел в штопор и сделал 3−5 витков. Экипаж при этом испытывал 10−11-кратные перегрузки, но не переставал бороться. Пилотам просто не хватило времени и высоты, чтобы спастись.
![]() |
Фрагмент мемориала, установленного на месте трагической гибели космонавта Юрия Гагарина и летчика Владимира Серегина. Фото: РИА Новости |
«Жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина»
Это письмо дает понять, кем был Гагарин для огромной страны и каковы были масштабы горя.
Когда его не стало, супруге передали прощальное письмо — то, которое он написал перед полетом «Востока» на случай неблагоприятного исхода.
В нем были такие слова: «В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться... Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина».
Юрий Алексеевич, по сути, предсказал свою судьбу. Вот только это самое «что-нибудь» подстерегло его не в космическом полете, а во время возвращения к любимой работе пилота.
«Он любил небо. И не мог без него»
Юрий Алексеевич Гагарин никогда не был бы счастлив, если бы его лишили неба, которому он посвятил жизнь.
Горе марта 1968-го осталось навсегда. Как и светлая память о Юрии Гагарине - советском пилоте и космонавте, который стал первым человеком, полетевшим в космос.
![]() |
Вечная память Юрию Гагарину Судьбоносная нить Принимают Лев Постников-Седой
|
Обелиск на месте гибели Гагарина и Серёгина. Фото: Commons.wikimedia.org |