Версия для слабовидящих

Новости

Пестрые странички

Кто не любит цыганской песни, зажигательно цыганского танца? Искусством цыган восхищались крупные деятели культуры композиторы, художники, писатели и поэты.

Крупнейшие литераторы обращались к темам из цыганской жизни. Достаточно напомнить о таких известных произведениях, как поэма А.  С. Пушкина «Цыганы», поэма Е. А. Баратынского "Цыганка", стихотворение А. Н. Апухтина "Старая цыганка", рассказ А. А. Фета "Кактус", рассказ А. И. Куприна "Фараоново племя", М. Горького «Макар Чудра», рассказ В. Даля «Цыганка», рассказ Л.Н. Толстого «Святочная ночь» и т. д. 

Цыгане – народ со своей древней историей. Уже абсолютно точно установлено, что предки цыган были выходцы их Индии. Самой ранней датой их переселения из Индии считается 420 год до н.э. Об этом свидетельствует Фирдоуси в поэме «Шахнаме». За время переселения по миру, живя в тесном контакте с другими народами, цыгане впитывали чужой язык, обычаи, культуру. Самобытность и своеобразие цыган проявилось в их фольклоре. Цыганский фольклор всегда привлекал внимание не только учёных-исследователей, но и простых любителей народного творчества. Особенно это касалось цыганской песни. Большое влияние на содержание песенного фольклора русских цыган оказали русские народные песни и городские романсы прошлых веков и стало неотъемлемой частью цыганской культуры.

Будучи по природе музыкально одарёнными людьми, обладая прекрасными голосами, владея многими музыкальными инструментами, у цыган сформировался песенный фольклор. Песни цыган на редкость причудливы, глубоко эмоциональны, широки и распевны. Как писал исследователь цыган А.П. Баранников, филолог, индолог, Доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук СССР, директор института востоковедения АН СССР: «Тематика этих песен весьма однообразна и бедна, как и жизнь цыгана. Одной из наиболее излюбленных тем является воровство. В этих песнях описываются различные моменты, связанные с этим занятием: приготовление к краже, в особенности к краже лошадей, кража удачная, кража неудачная, погоня мужиков за цыганом, укравшим. Ряд песен описывает горе цыганки, оставшейся с детьми без средств к существованию и жестокость людей, даже родных, которые не хотят помочь ей в беде. В немногих песнях (из старых песен) описывается любовь цыгана и цыганки. Подлинная народная песня является наглядным отражением быта цыган, преимущественно цыган кочевых, которые являются хранителями старых традиций и создателями новых песен. В цыганских хорах песни исполняются под аккомпанемент гитары, которая является недавним нововведением у цыган. Его употребление проникло исключительно только в городские хоры, а народная песня и пляска гитары не знает. У южных, украинских цыган широкой популярностью пользуются другие струнные инструменты, особенно же скрипка. В игре на скрипке цыгане часто достигают поразительной виртуозности. В жизни кочевых цыган песня имеет огромное значение, так как она является почти единственным культурным развлечением цыган. Серьезная песня вызывает обычно слезы на глазах, всех поющих и слушающих. И действительно, многие песни обладают поразительной силой чувства выражения, как-то видно из представленных образцов…».

Темперамент, самобытность, мелодическая красота в сочетании с талантом исполнителей всегда восхищала аудиторию. Главное в их песнях – музыка, которая доказывает то, что не смогли высказать слова. Так, А. И. Герцен в одной из своих дневниковых записей заметил, что музыка цыган и их пение есть не просто пение, а драма. Действительно, это пение с необычайной силой темперамента у исполнителей, искренностью чувств, с какой-то разудало - надрывной тоской и меланхолией, с совершенно новой манерой исполнения, конечно, не могло оставить слушателей равнодушными. Однако эти песни исполняли, учитывая потребности публики. Подлинно народное музыкальное искусство цыган тщательно хранится в цыганской среде.  Из настоящих цыганских народных песен можно назвать такие, как «Пропали мы», «Малярка» и некоторые другие, которые ничего общего не имеют с обиходным пониманием «цыганской песни», истинный цыганский фольклор. 

Пение у цыган неразрывно связано с пляской. После пения длинных «протяжных» песен поются короткие песни - частушки, или же просто свободная мелодия без слов, но с ярким ритмом. Для усиления ритма все присутствующие

хлопают в ладоши и отбивают такт ногами. И в старое время и теперь поют, и пляшут преимущественно женщины, при чем необходимой принадлежностью цыганской пляски является своеобразная ритмическая игра: подергивание плечами и игра тела.

Народная поэзия цыган, по мнению профессора А. П. Баранникова, целиком опирается на реальную жизнь. Подлинными жемчужинами в поэзии некоторых цыган являются баллады. Это и героические легенды, и сказки в поэтической форме, и исторические предания. Некоторые баллады создавались на основе подлинных событий и в них сохранялись имена подлинных героев. Героями баллад часто становились популярные в народе люди такие, как Барон Душано или ловкий вор Корба, или Мануйл-каменщик. Эти легенды, напевы старинных таборных песен будут напоминать цыганам об их нелёгкой, но богатой событиями истории. Благодаря трудам академика А. П. Баранникова до нас дошли в полном виде тексты многих цыганских песен и баллад, отыскать их в первозданном виде сейчас очень трудно. Особенно это касается цыганского эпоса, в основе которого лежит сюжет о Вайде и Руже. Ещё никому, кроме академика А. П. Баранникова, не удавалось найти его поэтический вариант.

Значительное место в фольклоре цыган занимают волшебные сказки, особенно те, в которых встречаются сюжеты, где в сюжете герои сказочные Змеи. Змеи – воплощение зла, насилия, несправедливости. Тема борьбы со змеем - это борьба за счастье и справедливость.

Былички - жанр присущ цыганскому фольклору. Немало быличек посвящено теме оживающих мертвецах. Ещё одним распространённым сюжетом быличек является появление клада. Смысл этого сюжета заключается в том, что случайное богатство приходит к тому, кто в жизни пережил немало горя и страданий, кто был добр к людям. Если же клад появляется перед плохим человеком, то он не даётся ему в руки, поманит и исчезнет.

Фольклор цыган является частью мировой культуры. Конечно, фольклор живёт и развивается. Что-то уходит в прошлое и забывается, на смену приходят другие герои и мифы.

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.