Станислав Теофилович Шацкий - российский и советский педагог, основоположник дополнительного образования, создатель экспериментальной опытной станции – школы нового типа в духе гуманистического воспитания, кандидат естественных наук, профессор.
Шацкий создал принципиально новую модель школы. В её основу была положена идея, которую ученый формулировал в названии одной из своих статей: «Изучение жизни и участие в ней».
Основным же началом организации деятельности детей Шацкий считал физический труд. «Отнимая физический труд от ребенка, мы лишаем его могучего жизненного приспособления». Иначе говоря - нарушаем процесс его нормального развития. Педагогическая деятельность Станислава Теофиловича, нашла своё практическое выражение в организации клубов для детей, летних колоний, школ-колоний, детских садов, где основой была трудовая деятельность детей в разных ее проявлениях.
Организованная Шацким летняя детская трудовая колония «Бодрая жизнь» ставила задачу физического, умственного и эстетического воспитания детей и представляла собой педагогическую лабораторию, где исследовалось развитие личности ребенка в процессе занятий трудом и игрой. Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Анализируя результаты опыта, С.Т. Шацкий пришел к выводу, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, так как являлись источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков.
Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация в колонии детского самоуправления. Идеи Станислава Теофиловича о создании и развитии самодеятельного детского коллектива во многом перекликаются с учением А.С. Макаренко о детском воспитательном коллективе. В работе с детьми Шацкий ставил своей задачей организовать трудовое воспитание и детское самоуправление, стремился всемерно учитывать детские интересы. Шацкий признавал право ребёнка на творчество, признавал личное мнение ребенка. Он считал, что до сознания детей надо всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, чему и для чего они учатся.
Основой создания новой педагогической системы, по мнению Шацкого, являлась связь обучения и воспитания с жизнью. По мнению Шацкого школе необходимо тесно связать обучение с жизнью, удовлетворять разносторонние запросы учащихся, воспитывать умение работать. «Надо работать над такой педагогической системой, - писал он, - которая являлась бы жизненно нужной для широких масс трудящихся, открывающих с колоссальной силой новые пути в жизни человечества. Это есть одна из самых благородных и благодарных задач, которые только можно себе представить».
Основными принципы организации «открытой» школы было самоуправление в детском коллективе. Он предполагал, что самоуправление способствует развитию у детей способности координировать свои усилия для достижения совместно поставленной цели, что в дальнейшем будет способствовать самоактуализации. Для данной цели в колонии «Бодрая жизнь» Шацкий ввел практику вечерние собрания, на которых детьми с помощью взрослых наставников происходило обсуждение прошедшего дня, определялись цели на будущее. В процессе обсуждения дети сами учились объективно определять трудности, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их
Еще один принцип организации «открытой» школы - это естественная воспитательная среда. Весь учебно-воспитательный процесс должен быть построен с учетом исключительной роли естественного воспитания. Учёный полагал, что настоящее воспитание даёт сама жизнь, которую он образно называл «улицой». «Улица», в понимании Станислава Теофиловича, это естественная среда, в которой непосредственно происходит развитие ребенка, в которой он живет. От школы, группы, клуба она отличается спонтанностью, неповторимостью, живостью. Шацкий призывал не сбрасывать со счетов воздействие на ребенка улицы и семьи, и не пытаться оградить его от этого влияния, каким бы отрицательным оно не было, а использовать подлинно ценное в педагогической работе из того, что в них есть.
Практикоориентированность - третий принцип организации «открытой» школы. Эффективность воспитывающего влияния школы зависит прежде всего от практикориентированности деятельности. Обучать и воспитывать детей с пользой для них, утверждал Шацкий, можно только в процессе постановки и решения личностно значимых проблем, ежедневно и ежечасно встающих перед ними. Не изолировать детей от острых вопросов современности призвано воспитание, а учить решать проблемы в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами.
Важным принципом учёный считал творческий подход. В понимании Шацкого творчество в учебно-воспитательном процессе – это своеобразный мост между ребёнком и взрослой жизнью. Дети должны познавать реальную жизнь через творчество! Только знания, полученные через личный опыт, эксперименты будут важны для ребенка. Формированию у детей потребности в искусстве рассматривалось как средство общего развития личности. Свободное время колонистов «Бодрой жизни» отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Большой интерес у детей вызывали музыкальные занятия. Колонисты слушали классические произведения, разучивали песни, осваивали начало музыкальной грамоты, пели в хоре, участвовали в постановке опер и музыкальных спектаклей.
Созданная учёным школа принципиально отличалась от существующих за рубежом. «Идею трудовой школы мы понимаем существенно различным образом от всех идей, которые доныне распространены за границей. Мы говорим о трудовой школе не только как о школе умственного труда, не только как о школе, которая применяет физический труд как метод преподавания, которая вводит у себя мастерские разнообразного ручного труда, а как о трудовой школе, которая должна изучать трудовую деятельность людей».
Новой школе, писал учёный, требуется новый учитель, способный не только вести преподавательскую работу, но обученный процедурам и методам исследования ребенка и окружающей среды, умеющий создать в среде благоприятную обстановку для роста и развития ученика. Учитель, заявлял Станислав Теофилович, должен научиться «пропускать материал через себя». Шацкий писал, что «педагог создаётся как таковой только в процессе непосредственной творческой работы и в известной степени ученик может быть назван его учителем».
Его педагогические дарования и интересы были бесконечно разнообразны. Они включают в себя все основные вопросы дидактики, дошкольного и школьного воспитания, становления и развития детского коллектива, политехнического обучения и трудового воспитания, изучения и обобщения прогрессивного зарубежного и отечественного педагогического опыта. Важно и то, что С.Т. Шацкий всегда непримиримо боролся с равнодушием, формализмом и рутиной в педагогическом деле: «Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши является настоящим ядом».
Педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий организовал научную школу. Станислав Теофилович был значительной фигурой российской педагогики XX века. В память о Станиславе Теофиловиче Шацком на территории школы-колонии «Бодрая жизнь» был установлен его бюст. В 1949 г. бюст был перенесен на новое место. В 1961 г. имя выдающегося педагога-экспериментатора было присвоено средней школе № 1 Обнинска, его имя также носит одна из улиц города. В 1962-1965 гг. Академией педагогических наук РСФСР были изданы педагогические сочинения С.Т. Шацкого в четырех томах, в 1980 г. издательством «Педагогика» выпущен двухтомник его избранных педагогических сочинений.
Его труды и идеи по сей день оказывают значимое влияние на развитие педагогики, многие его рекомендации используются современными отечественными педагогами. Творчество С.Т. Шацкого стало предметом изучения в педагогических вузах студентами и учителями в школах.