Владимир Федорович Одоевский - последний представитель одной из старших ветвей династии Рюриковичей, писатель, мыслитель, основоположник русского музыкознания, благотворитель.
Писать Владимир Одоевский начал ещё во время обучения в пансионе. Знаменитыми стали публикации произведений «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» и «Дни досад», размещённые на страницах журнала «Вестник Европы».
Писатель был знаком с Александром Пушкиным, сотрудничал с «Литературной газетой» и альманахом «Северные цветы». Когда Пушкин начинает издание «Современника», Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению». В 1844 года вышло его собрание сочинений в трёх томах. В литературном салоне Одоевского собирались выдающиеся писатели: Пушкин, Крылов, Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Кольцов, Тургенев, Достоевский, Островский, Гончаров; музыканты: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн; издатели, учёные, путешественники. Сам князь выступал как философ, прозаик, литературный и музыкальный критик.
Современники писателя сравнивали детские произведения Одоевского с шедеврами Ганса Христиана Андерсена. Самой известной его книгой стал сборник «Пёстрые сказки», куда вошло знаменитое произведение для детей «Городок в табакерке».
«Сказки и повести для детей дедушки Иринея» признаны классикой детской литературы. В этот сборник вошло произведение «Мороз Иванович», ставшее любимой сказкой для многих поколений русских людей. А в своём неопубликованном романе «4338 год: Петербургские письма» писатель переносит читателя в будущее и предсказывает появление мобильных телефонов, принтеров и других привычных нам гаджетов.
Перу Владимира Одоевского принадлежит философский роман «Русские ночи», повести «Княжна Мими», «Саламандра», «Косморама» и «Сильфида». Являясь страстным любителем музыки, литератор создал прозаические сочинения «Последний квартет Бетховена» и «Себастьян Бах». Долгое время писатель исследовал церковную музыку с её многовековыми традициями, изобрёл собственный музыкальный инструмент энгармонический клавицин, на изготовление которого было потрачено 300 серебряных рублей. Он был выполнен в виде молоткового фортепиано, где в каждой октаве было 19 клавиш вместо привычных 12. В настоящее время изобретение Одоевского хранится в столичном музее имени Глинки. Труды писателя высоко ценили выдающиеся композиторы той эпохи - Михаил Глинка, Милий Балакирев и Антон Рубинштейн.
На протяжении пятнадцати лет писатель занимал должность заместителя руководителя в Императорской публичной библиотеке. Помимо этого, он являлся заведующим музея им. Румянцева, где хранилось бесценное культурное наследие, позже вошедшее в государственный библиотечный фонд. На этом этапе биографии литератор входил в число придворных вельмож. Карьера Одоевского началась с рядового камергера, а к концу жизни он стал статским советником и сенатором.
В начале 1860-х Владимир Федорович перестал печататься и начал сотрудничать со многими благотворительными организациями и детскими приютами, которые нуждались в средствах. Благодаря этому была основана Максимилианова лечебница, а позже и Елизаветинская больница.
В Центральной библиотеке представлена выставка посвящённая творчеству Владимира Федоровича Одоевского.