В этом году исполняется 50 лет со дня издания романа-хроники Валентина Пикуля «Пером и шпагой». Пикуль входил в число самых популярных писателей СССР. Его книги раскупались мгновенно, стоило только им попасть на полки книжных магазинов. Критика не всегда была ласкова к писателю, но истинное мерило таланта – читательский спрос, а в нем у Валентина Саввича недостатка не было.
Валентин Пикуль умел писать о сложных вещах простым языком. И в советское время он многим открыл окно в мир истории. За 40 лет творческой жизни этот необыкновенный человек создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр - небольших рассказов об исторических личностях и событиях прошлого. Сам писатель объяснял свою популярность так: «К великому сожалению, у нас плохо знают родную историю. Порой мы знаем историю древних греков или римлян лучше, чем своё прошлое. Я уверен: будь у нас лучше поставлено историческое образование, не было бы такого интереса к моим романам».
Триумфальный успех ждал роман «Пером и шпагой», впервые опубликованный в московском журнале «Звезда» в 1971 году. После выхода номера с этим романом Пикуль проснулся знаменитым. Роман «Пером и шпагой» — один из лучших в творчестве автора. Основанный на архивных материалах, он живо передает приключенческую атмосферу эпохи XVIII века. Это было столетие авантюристов, которые самыми разнообразными и двусмысленными приемами завоевывали себе общеевропейскую известность. В основе романа – действительные события, происходившие в России и Европе. Он посвящен одному из интереснейших периодов русской истории – участию России в Семилетней войне, подвигам и славе русских войск, дошедших в битвах до Берлина. В основу событий, помимо боевых эпизодов, положена вся подоплека секретной дипломатии середины XVIII века. Шпионаж и придворные интриги, где любовь тесно переплеталась с подкупом и даже прямым предательством, привели к сколачиванию антирусского блока.
Один из главных героев романа – Шарль де Бомон кавалер де Еон, шпион Версаля при русском дворе, «который 48 лет прожил мужчиной, а 34 года считался женщиной, и в мундире и в кружевах сумел прославить себя, одинаково доблестно владея пером и шпагой». Своих современников шевалье запутал настолько, что даже заключались пари на огромные деньги, где на кону был единственный вопрос: кто же он - мужчина или женщина?
Этот во всех отношениях незаурядный человек участвовал в интригах при российском и европейских дворах, с равным успехом владея как пером, так и шпагой (отсюда – название романа). Историки приписывают его перу и изобретательности поддельное завещание Петра I, которое впоследствии стало козырем в большой политике противников России. Тот факт, что его больше тридцати лет официально считали женщиной, представлен в романе скорее как трагедия, чем комедия. Хотя его поединки в юбке больше похожи на фарс, чем на драму. Однако в представлении автора такое экстравагантное положение дел – это следствие той бурной деятельности, которую развил де Еон в европейских дворах.
На самом деле доля присутствия де Еона в романе не такая уж и большая. Его похождения – это лишь часть общеевропейских событий середины XVIII века. И основными персонажами книги становятся короли и королевы, императоры и императрицы, великие принцы и князья таких европейских государств, как Россия, Франция, Австрия, Пруссия, Англия, а также их шпионы и дипломаты, любовники и любовницы, знаменитые и малоизвестные полководцы. На протяжении всей книги автор раскрывает секреты королей и их придворных, подробно описывает Семилетнюю войну, в которой участвовали эти государства. Выходки и двусмысленная деятельность де Еона на этом фоне выглядят особенно ярко, колоритно, забавно, а порой - грустно.
Пикуля вообще и «Пером и шпагой», в частности, активно хвалят за историзм. За точность и проработку деталей и лиц эпохи. Роман стал книгой не о похождениях кавалера де Еона, а о десятилетии российской действительности, последовавшем сразу после кончины Анны Иоановны и свержения малолетнего Иоанна.
Конечно, изучать историю России, равно как и историю других европейских держав, по романам Пикуля было бы серьёзной ошибкой. Потому что мы имеем дело, прежде всего, с художественной литературой. А значит автор волен так или иначе трансформировать исторические сведения — не грубо изменять их по своей воле, но просто какие-то события пропускать мимо своего авторского внимания, а другие акцентированно выпячивать. Но чтение книг Пикуля и, конечно, романа «Пером и шпагой» всё-таки для любителя истории было бы небесполезно. Хотя бы потому, что Пикуль — великолепный популяризатор этой науки. А пробуждение интереса у читателя к истории своего государства — одна из важнейших задач писателя. И Валентин Саввич с этой задачей справился. Иначе его романы не читали бы и сейчас, когда многое изменилось и в исторической литературе, и в предмете «История». Конечно, Пикуль в этом своём романе пристрастен. Пристрастен по отношению к своей родине, к России. Но… можно ли упрекать писателя в нормальном здоровом патриотизме?