«Горе от ума» — до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы» (А. Блок)
"Горе от ума" – шедевр русской литературы, произведение, разобранное на цитаты и крылатые фразы чуть не от первого до последнего слова. "Собрать бы книги все да сжечь", "карету мне, карету", "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов"…
Не потому ли горькая, язвительная и блестящая комедия Грибоедова по-прежнему актуальна и по сей день не сходит с лучших театральных сцен нашей страны.
Впервые о написании произведения он задумался в 1816 г., когда попал на светский вечер и был удивлён, что все присутствующие заискивали перед иностранным гостем. Это возмутило молодого Грибоедова, Александр Сергеевич произнёс обличительную речь, что породило слухи о его безумии. Отомстить недоброжелателям талантливый юноша решил изысканно, высмеяв им подобных в стихах.
Работу над текстом «Горе от ума» Грибоедов начал в 1821 г. в Тифлисе. Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.
Несмотря на цензуру, с полным текстом ознакомилось немало людей, ведь было много рукописных списков, в которые переписчики даже вставляли собственные строчки, но сам автор не был против. Однако полная авторская версия произведения была опубликована лишь в 1862 г. и Александру Грибоедову не довелось ее увидеть. В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
Комедия создавалась для театра, но и тут всё было не так просто. Только с 1860 г. постановки «Горя от ума» стали осуществляться без ограничений.
Пьеса “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России..«Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико.
Прежде всего комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии (и сценических, и внесценических), мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристских взглядов.
В комедии подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли своё отражение злободневные споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о цензуре и т. п. Восстание декабристов вот-вот должно было начаться, дыхание эпохи не могло не отразиться на страницах произведения столь глубоко чувствующего и образованнейшего человека.
Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия; со всей отчётливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют фамусовы и молчалины, лучшие человеческие качества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его видах.
Эта пьеса и сегодня остается одним из самых актуальных и читаемых произведений русской литературы. Секрет «Горя от ума» в его многогранности. В комедии поднимаются темы, которые не теряют своей остроты с течением времени: конфликт поколений, столкновение прогрессивных идей с консерватизмом, поиск смысла жизни, любовь и разочарование.
В центре сюжета "Горя от ума" - Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин, возвращающийся в Москву после длительного отсутствия. Он полон энтузиазма, жаждет перемен, мечтает об обновлении общества, используя свои прогрессивные идеи как орудие изменения. Однако его оптимизм оказывается подвержен резкой проверке, сталкиваясь с бескомпромиссной реальностью фамусовского общества, где царят поверхностные ценности, чинопочитание, лицемерие и жажда наживы. В этом контрасте рождается драматизм сюжета, позволяющий погрузиться в вечные проблемы человеческого существования.
Несмотря на трудности, у пьесы счастливая творческая судьба. Она была приветливо встречена читателями, благодаря своему лёгкому слогу разошлась на цитаты, а сюжет не теряет актуальности.
Мы слова пьесы используем в своей речи до сих пор, не задумываясь об их истоках:
- "Ба! знакомые все лица!";
- "Счастливые часов не наблюдают";
- "Служить бы рад - прислуживаться тошно",
- "Когда постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!";
- "Свежо предание, а верится с трудом";
- "Ах! Злые языки страшнее пистолета...";
- "Дома новы, но предрассудки стары".
Все эти фразы говорят о вечных проблемах, которые волнуют людей на протяжении веков. "Горе от ума" - это не просто комедия, это зеркало общества, отражающее его пороки и достоинства.
Более глубоко разобраться в произведении и узнать о А.С. Грибоедове можно, вновь взяв книгу в руки и взглянув на нее совершенно с другого ракурса.. «Ибо все события в пьесе нанизываются на одно, данное в завязке: любовь, запретную и странную для всех. И на боязнь Софьи, что может случиться с этой любовью… Потому все силы девушки отданы борьбе за нее».
«Комедия «Горе от ума» никогда не могла пожаловаться на непризнание. Но… Есть счастливые произведения литературы: они попадают прямо к читателю с писательского стола, сразу оценены и поняты сразу. Есть несчастные творения, которых не замечают, — их подлинный свет доходит слишком поздно, уже к потомкам. И, наконец, есть счастливо-несчастные: их встречают, как желанных, ими клянутся, их чуть не душат в объятиях, но трактуют в силу разных причин слишком узко — в духе представлений или потребностей времени, — или время никак не может дорасти до них. К этим последним я отнес бы в русской литературе — два самых известных, самых «запетых» — «Горе от ума» и «Евгений Онегин» ( из статьи Бориса Голлера, лауреата премии журнала "Вопросы литературы" за 2009, https://voplit.ru/2022/03/17/gore-ot-uma-v-sovremennom-mire/ )
Пьеса позволяет нам задуматься о своей жизни, о своих ценностях и о том, что по-настоящему важно. В этом и заключается ее бессмертие, ее способность трогать души людей на протяжении двух веков и, вероятно, еще на многие века вперед.