Версия для слабовидящих

Новости

Косоворотка - символ мужского благородства и красоты

12 июля - День Косоворотки

В ноябре 2019 г. рядом общественных организаций России и российскими общинами из Франции, ФРГ, Италии, Болгарии, Португалии была обнародована общественная инициатива по празднованию народного праздника «День Косоворотки».

Миссия народного праздника «День Косоворотки»: укрепление национального единства русского народа и всех коренных народов Российской Федерации, продвижение положительного образа русской культуры и русского образа жизни за рубежом.

Дата празднования «Дня Косоворотки» — 12 июля: День апостолов Петра и Павла, день начала на Руси сезона сенокоса. В этот день в русских семьях родители дарили молодым сыновьям новые косоворотки, отмечая тем самым их вступление в пору взросления и приобщения к полноценному крестьянскому труду.

Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя Владимиро-Суздальской Руси, первого Российского Самодержца, при котором политический и экономический центр Древней Руси переместился с Юга-Запада на Северо-Восток.

Не удивительно, что именно во время правления Андрея Боголюбского в землях, которые в последствии сформировали остов Великороссии, косоворотка начала своё победное шествие с тем, чтобы уже в новое время (XVII—XIX вв.) стать исключительно русской народной рубашкой.

Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство. Но поистине безграничной была преданность косоворотке со стороны русского крестьянства – базисной основе Российского Государства.

Косоворотки получили своё название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.

Существуют несколько гипотез, почему русские сместили классический прямой разрез на левую сторону:

  1. предположение академика Дмитрия Лихачева, сводившийся к тому, что косой ворот позволял надёжно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.
  2. знаменитый русский этнограф Дмитрий Зеленин полагал, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть.
  3. ряд исследователей придерживаются мнения, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застёгивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Если бы запах был на иной стороне, то при ударе саблей или мечом в разрез было легко попасть – и тогда все, голова с плеч! Кстати, именно по этой же причине позже стали застёгиваться ватные доспехи – на левую сторону, как у косоворотки.

Конечно, традиционно слово «косоворотка» употребляется по отношению к мужской рубахе. Традиционно шили её из конопляного полотна, но затем добавились ещё несколько основных материалов:

  • хлопковая ткань;
  • льняное полотно;
  • шёлк – для парадных, праздничных косовороток или нижних рубах знатных мужчин.

Рубашку носили постоянно; простолюдины – как верхнюю одежду, знать – как нижнее белье. Косоворотка обязательно носилась навыпуск и подпоясывалась кушаком, который иногда украшали кистями (для праздничных нарядов).

Женские косоворотки чаще всего назывались просто рубашками или рубахами. Это была основа женского костюма. Рубашки имели длину до пола; дома дозволялось ходить в одной только косоворотке, если, конечно, в избе не было гостей. Знатные женщины носили «горничные» домашние косоворотки из нежного шелка.

Детские косоворотки ничем не отличались от взрослых рубах, кроме размера. Причём существовало несколько интересных традиций при их шитье:

Одеждой ребёнка всегда была только рубашка, и больше ничего.

Первая пелёнка для новорожденного младенца, то есть его первая одежда, была ношеная косоворотка отца (для мальчика) или матери (для девочки). Считалось, что это оберегает ребёнка от сглаза и порчи. По этой же причине абсолютно все детские рубашки были красиво вышиты – на ткани были обережные символы, например, орнаментальное изображение богини-Берегини.

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.