История одного "Детства"

15 июля 1852 года Лев Толстой с Кавказа отправил в журнал «Современник» Николаю Некрасову своё первое произведение — повесть «Детство». Свое письмо он закончил словами: «...я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь всё начатое».

Ответ от Некрасова пришел очень скоро. Он обрадовал Толстого «до глупости». Вот что написал Некрасов Толстому: «Я прочел Вашу рукопись. Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе ее есть талант. Во всяком случае, направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения…».

Вслед за первым, менее чем через месяц, пришло второе письмо Некрасова. Повесть уже прочитали другие ведущие сотрудники «Современника», я она им более чем понравилась. Еще раз перечитал повесть и сам Некрасов. Теперь он считает возможным отбросить всякую осторожность: «…нашел, что эта повесть гораздо лучше, чем показалась мне с первого взгляда. Могу сказать положительно, что у автора есть талант…» .

 

Книга была опубликована, но под названием «История моего детства». Рассерженный Толстой явился к Некрасову и потребовал вернуть прежнее название: «Кому какое дело именно до моего детства! Я писал о детстве человеческом вообще!» Редактор извинился перед молодым автором и выполнил его просьбу. В 1856 году Толстой подписал «обязательное соглашение» печатать все свои произведения в журнале «Современник». Через два года контракт был расторгнут.

Повесть «Детство» была первым печатным произведением Толстого. Толстой работал над нею на Кавказе более года, а начал ее еще в Москве. Четыре раза он ее переделывал, три раза переписывал.

Для многих исследователей творчества Толстого до сих пор остается загадкой, как 25-летний, ничем не выделяющийся из общей массы людей своего времени юноша смог создать такое произведение, как «Детство». Дело в том, что никто до Толстого не дебютировал таким образом. В этом произведении писатель пытается проанализировать события из своего детства и понять природу человеческой психологии, причины, которые создали его таким, какой он есть. Для современной культуры такой подход к созданию литературного произведения не кажется чем-то удивительным, но в те времена это был подлинный прорыв. Более того, непривычной была сама тема:  загадочный мир детства не был предметом внимания для писателей, художников, философов, и Толстой сделал это первым.

Но это ещё не всё. Сама по себе идея повести не стоила бы ничего без толстовского стиля, который поразил современников не меньше всего остального. В повести молодого автора уже реализованы уникальные художественные приёмы, которые позже он будет широко использовать в своих больших романах. Именно в повести «Детство» Толстой впервые применяет приём, который критики позже назовут «диалектикой души». Описывая состояние героя, он использует внутренний монолог, который позволяет передать резкие изменения состояния героя: от радости к горю, от злости к чувству стыда. Автор глубоко проникает в психологию ребёнка, стремится найти внутренние, а не внешние причины его поступков.

Проза Толстого моментально стала частью русской культуры потому, что она была, с одной стороны, новаторской, а с другой — вбирала в себя всё лучшее из отечественной литературы: мастерски созданные портреты героев, прописанные до мельчайших деталей пейзажи, описания атмосферы старой помещичьей усадьбы, её быта.

В последующие годы Толстой напишет продолжение «Детства» — повести «Отрочество» и «Юность», попадёт на бастионы Севастополя во время осады, будет рисковать жизнью, создаст прославившие его «Севастопольские рассказы», вернётся в Москву звездой первой величины, но вскоре скроется в своём имении, чтобы создать романы, ставшие мировой классикой. И всё же, повесть «Детство» остаётся первым, а значит, и одним из самых главных творений русского классика.


Печать   E-mail