230 лет со дня рождения писателя, дипломата А. С. Грибоедова (1795–1829).
Александр Сергеевич Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.
Загадки и тайны сопутствовали Александру Грибоедову всю его недолгую жизнь, начиная от рождения и до трагической гибели в возрасте 34 лет.
Загадка первая. Происхождение
Судьбе было угодно, чтобы родителями будущего поэта стали представители двух ветвей рода Грибоедовых — смоленской и владимирской, которые, по некоторым утверждениям, являлись даже друг другу дальними родственниками.
Александр Грибоедов появился на свет 4 января. Но в каком году? Исследователи называют самые разные годы рождения — 1790, 1792, 1793, 1794 и 1795 гг. Сам Грибоедов, став взрослым, указывал своим годом рождения 1790 год. Почему?... На его памятнике будет стоять год рождения 1795-й.
Загадка вторая. Образование
Первоначальное образование Грибоедов получил дома, сначала под руководством матери, женщины очень просвещенной, а потом под наблюдением иностранцев-гувернеров, в том числе гувернера-немца И.-Б. Петрозилиуса.
Грибоедов свободно владел французским, немецким, английским и итальянским языками.
Получив разностороннее образование, Александр начал сочинять стихи, по большей части эпиграммы и сатирические произведения. К сожалению, эти произведения не дошли до нас.
Загадка третья. На военной службе
В июле 1812 года Грибоедов, не поставив в известность свою мать, решает поступить на военную службу и становится корнетом Московского гусарского полка. Полк был отправлен в Казань для подготовки и укомплектования, но в сентябре Грибоедов заболел и остался во Владимире. Достоверных сведений о том, чем болел корнет и почему он так долго не возвращался в полк, нет (возможно, вмешалась его мать?). Но, еще летом 1813 г. он жил во Владимире с матерью и сестрой, которые покинули Москву во время приближения к ней французской армии.
Театр и музыка в жизни Грибоедова
Что значил театр для Грибоедова? Еще в детские годы его часто брали в театр и мать, и родственники, в том числе дядюшка поэта Алексей Федорович Грибоедов, впоследствии один из основных прототипов Фамусова.
Атмосферу театра Александр Грибоедов очень любил и воспользовался предложением перевести пьесу французского драматурга Крезе де Лессера, которую поэт превратил в легкую по форме стиха и занимательную по содержанию комедию «Молодые супруги». Это ироничное произведение нельзя назвать шедевром, но его благосклонно встретили зрители Малого театра, когда 29 сентября 1815 г. было впервые представлено публике усилиями довольно яркого актерского состава. На афише представление значилось как «комедия в одном действии в стихах и с пением сочинения А. С. Грибоедова», что не могло не льстить автору, которому было тогда, напомним, всего лишь 20 лет!
Друзья Грибоедова отмечали его необыкновенную музыкальность, великолепную игру на фортепиано, талантливые импровизации. Его любимыми композиторами были Моцарт, Гайдн, Бетховен.
До нас дошли только два музыкальных произведения, написанных самим А. С. Грибоедовым — «Вальс ми минор» и «Вальс ля бемоль мажор».
«Персидский странник». Вещий сон
11 июля 1818 г. по повелению императора Александра I Грибоедов был назначен секретарем, то есть фактически заместителем, при русском поверенном в Персии С. И. Мазаровиче.
В сентябре 1818 г. поэт отправился из Москвы к месту службы в Персию через Тифлис, в котором остановился на 4 месяца, затем продолжил путь в Персию, и сразу же испытал на себе все тяжести и одновременно прелести странствий того времени, которые он кратко описал в своих обращенных к другу Бегичеву «Путевых заметках» — конспективных набросках, которые позже поэт намеревался развернуть в подробные рассказы. Как жаль, что этого ему сделать так и не удалось! Грибоедов первым в русской литературе обратился к теме Кавказа и Востока: до произведений А. А. Бестужева-Марлинского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова было еще далеко.
Здесь же, в Персии, благодаря вещему сну, поэт сделал свой первый шаг к бессмертию — созданию комедии «Горе от ума». Грибоедову приснилось, что он рассказывает своим друзьям план придуманной им комедии и даже читает некоторые места из нее. Проснувшись, поэт записал план комедии и несколько сцен первого акта. Позже, в 1822 году, находясь в Тифлисе, поэт закончит прославившую его на века комедию «Горе от ума».
Загадка четвёртая. Любовь и смерть «персидского странника»
Август 1828 года. Дочь старого приятеля Грибоедова, генерал-майора А. Г. Чавчавадзе, не достигшая еще 16 лет княжна Нина Чавчавадзе, которую он знал девочкой и с которой часто музицировал, очаровала его своей прелестью. Грибоедов сделал ей предложение и получил согласие сначала невесты и ее матери, а потом и отца. Нина была моложе Грибоедова на семнадцать с половиной лет. Она выделялась своими недюжинными способностями и уже славилась в Тифлисе как блестящая красавица.
Всего через две недели после свадьбы молодожены выезжают вместе с посольством в Персию, где Нина Грибоедова останется в Тавризе (ныне Тебриз), а Александр Грибоедов отправится в Тегеран добиваться от Персии выполнения условий Туркманчайского договора.
В день трагедии, 30 января 1829 г., базар Тегерана был закрыт (представьте себе, что значит закрыть огромный базар — центр жизни города!), и с самого утра народ стал собираться в главной мечети, где прозвучали призывы идти в дом русского посланника и убить его. Разъяренная толпа, озверевшие фанатики ворвались на территорию русского посольства и буквально растерзали тех, кто там был. Грибоедов и члены посольства, немногочисленная охрана пытались обороняться, но силы были неравны. Лишь спустя несколько месяцев в Россию стали доходить слухи о том, что русское посольство в Тегеране разгромлено разъяренной толпой.
В июле 1829 года останки Грибоедова успокоились в Тифлисе, в монастыре Святого Давида.
Кому была выгодна гибель Грибоедова? Однозначного ответа нет, интересы нескольких стран — Англии, Турции, Персии и России сплелись здесь в тугой узел. Борьба за власть между претендентами на персидский престол тоже внесла свою лепту в эту трагическую и загадочную историю. Собственно, это был политический детектив, участники которого были абсолютно не заинтересованы в поисках виновного, а потому позволили многим уликам бесследно исчезнуть.
Россия потеряла великого поэта, дипломата, драматурга, музыканта, экономиста, государственного деятеля. Он мечтал посвятить себя поэзии, побывать в Европе, воплотить в жизнь свой проект по экономическому и социально-политическому преобразованию Закавказья, составленный им вместе с П. Д. Завелейским, тифлисским губернатором.
Но смерть «персидского странника» была совсем не напрасной: после тегеранской трагедии 1829 г. народы России и Персии больше никогда не воевали друг с другом и даже, наоборот, не раз выступали союзниками.