Версия для слабовидящих

Новости

Ужасы блокадного Ленинграда

Рассекреченные документы

Тема каннибализма в блокадном Ленинграде долгое время замалчивалась и даже категорически отрицалась официальной историографией. Архивные документы были недоступны для исследователей, и в целом считалось, что случаи людоедства были единичными, относились к психическим отклонениям, а их общее количество не превышало среднестатистических данных.

Голод - палач человечности

Наложение строжайшего запрета на эту очень непростую тему породило множество спекуляций и зловещих фантазий о ситуации в городе во время блокады. Однако в канун 80-летия прорыва вражеского кольца было открыто множество секретных документов тех лет. Среди них были и материалы о каннибалах середины XX века.

Уже в октябре 1941 года в окруженном городе многие жители использовали в пищу домашних питомцев, варили уху из аквариумных рыбок, ловили бродячих кошек и собак, ели воробьев, ворон и голубей. Кто посмеет осудить за это людей, доведенных до отчаяния видом своих голодных детей? Но были и те, кто стал наживаться на людях, терявших рассудок от голода, хладнокровно и предельно цинично торгуя человечиной. И речь идёт не только об останках людей. Эти упыри охотились уже не на редких бобиков и барсиков, а на детишек, которые остались у тел умерших матерей или бродили по городу, сбежав из разбомбленного дома. С этими, утратившими человеческий облик уродами, сотрудники милиции, бойцы армейских патрулей и оперативники НКВД были суровы.

Жестокая статистика

21 февраля 1942 года военный прокурор ленинградского гарнизона бригвоенюрист А. Панфиленко подготовил докладную записку на имя второго секретаря Ленинградского ВКП (б) Алексея Кузнецова, в которой обобщил статистику выявленного и пресеченного каннибализма. Документу тут же присвоили статус «совершенно секретно». Даже строгий стиль официального документа не смог скрыть веющего от него лютого ужаса.

«В условиях обстановки Ленинграда, созданной войной, возник новый вид преступлений. Все убийства с целью поедания мяса убитых, в силу их особой опасности, квалифицировались как бандитизм», - докладывал военный прокурор. В записке отмечалось: «Вместе с тем учитывая, что подавляющее большинство указанного выше вида преступлений касалось поедания трупного мяса, прокуратура г. Ленинграда, руководствуясь тем, что по своему характеру эти преступления являются особо опасными против порядка управления, квалифицировала их по аналогии с бандитизмом. С момента возникновения в г. Ленинграде подобного рода преступлений, то есть с начала декабря 1941 года по 15 февраля 1942 года, органами расследования за совершение этих преступлений было привлечено к уголовной ответственности: в декабре 1941 г. — 26 человек, а в январе 1942 г. — 366 человек, за первые 15 дней февраля 1942 г. - 494 человека».

В этот перечень прокурор включил только тех преступников-людоедов, которых выявили и арестовали. А сколько их было фактически, если только за две недели февраля каннибалов схватили больше, чем за два предыдущих зимних месяца? Но самым страшным являлось то, что за человечиной охотились не только обезумевшие от голода одиночки, но и целые шайки, поставившие это страшное преступление на поток.

Да, к сожалению и ужасу, свежеиспеченные пирожки, продаваемые на рынке у Сенной площади и начиненные человеческим мясом, в котором попадались фрагменты детских пальцев, - реальность, а не жуткие легенды блокадного Ленинграда. Именно эти «мелкие детали» не раз выдавали с головой продавцов подобной выпечки, что заканчивалось их арестом и последующим судом военного трибунала.

Причины и следствие

Анализируя возрастной, половой, социально-политический состав ленинградских людоедов, военный прокурор А. Панфиленко сделал неожиданные выводы: «Среди привлеченных к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений имеются специалисты с высшим образованием, инженеры, 11 осужденных являлись членами ВКП(б) или кандидатами в члены партии».

Из 886 человек, привлеченных к ответственности за эти страшные преступления, большинство — 564 — были женщины. Всё объяснялось просто: осиротевшие малыши меньше боялись «добрую тётю», которая на поверку оказывалась страшной бабой-ягой. К тому же женщины в силу обстоятельств чаще были более осведомленными об истощенных соседях и коллегах, которые вот вот сами закроют глаза, и, стало быть, их ещё теплыми телами можно поживиться.

К чести ленинградцев, таких упырей среди них оказалось меньше всего. Только 131 людоед был коренным жителем города — 14% от общего числа пойманных преступников. Остальные 86% попали в город вследствие эвакуации из оккупированных немцами областей. Среди них было 363 человека, работавших на различных предприятиях города, и 275 лиц без определённых занятий.

Военная фемида

20 февраля 1942 года трибунал огласил приговоры всем. Наказание было разным и зависело от тяжести преступления.

Из 886 подследственных, обвиняемых в людоедстве и торговле человеческим мясом, лишь 311 преступников приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Среди получивших различные сроки заключения числились те, кто не был лично замешан в убийствах и кого бандиты использовали втемную. Их отправили отбывать наказание в лагерь ГУЛАГа НКВД СССР, действовавший в Ленинграде всю блокаду.

Продолжили ли свой зверский промысел ленинградские людоеды после этого? Можно лишь предположить, что уже в апреде 1942 года, когда голод отступил и снабжение города продовольствием улучшилось, вынужденное людоедство прекратиловь. А отдельные случаи каннибализма стали уже заботой психиатров.

Сильные духом

Архивные документы честны, точны и убедительны, как математическая формула. Они доказывают, что несмотря на заявления отдельных паникёров и вражеских пропагандистов, в городе, сжатом вражеским кольцом блокады, не было зафиксировано массовых случаев людоедства. Чуть более тысячи обезумевших несчастных или предельно циничных, бесчеловечных мерзавцев на более чем двухмиллионный Ленинград — это ли не доказательство духовной стойкости наших дедов и прадедов!

Голод затронул тогда всех. Но поголовное большинство ленинградцев находили в себе силы выживать, защищать любимый город, работать, учить, лечить, писать книги, сочинять музыку и рисовать картины. Со 125 граммами хлеба и кружкой кипятка в руке. И с непоколебимой верой в Победу!

 

 

 

Статья из журнала: Смирнов, А. Нелюди блокадного Ленинграда / А. Смирнов // Наша история. - 2024. - № 3. - С. 36-37.

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.