Версия для слабовидящих

Новости

Моя узорная славянская муза... Николай Клюев: жизнь и творчество

 Picture background

 

Судьба Николая Клюева – и в биографическом плане, и в литературном – была непростой.

Родился он 10 (22) октября 1884 года  в одной из деревень Коштугской волости, входившей по тогдашнему территориально-административному делению в состав Олонецкой губернии. 

  Николай Клюев – трагическая фигура в русской поэзии двадцатого века. И не только потому, что он был вырван из литературной жизни страны еще до массовых репрессий тридцатых годов и погиб в сибирской ссылке. Но и потому, что в последующие десятилетия его творчество шельмовалось едва ли не с большим остервенением, чем при жизни по­эта. Даже в пятидесятые годы, когда имена многих художников слова, эмигрировавших за границу, погибших в лагерях или намеренно замалчиваемых критикой, – Бориса Зайцева и Ивана Шмелева, Бориса Корнилова и Павла Васильева, Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой, Михаила Булгакова и Андрей Платонова – вновь запестрели на обложках книг, стихи Николая Клюева не получили дороги к массовому читателю. За полвека после гибели поэта его произведе­ния, тщательно просеянные цензурой, выходили небольшими тиражами только несколько раз: книжка в малой серии «Библиотеки поэта» в 1977 году, скромный, тоже московский, сборник "Избранного" в 1981 году и еще одно неполное издание – на родине Клюева в 1986 году.

В лирике двад­цатого века именно Николай Клюев открыл коренную Россию с ее народными поверьями и легендами, с ее самоцветным языком, с ее мудрым осмыс­лением красоты и духовности жизни, запечатленными в иконописи, жи­тийной литературе, православных песнопениях.

 Правда, как многие самобытные писатели, он заговорил своим голо­сом не сразу. Начало творческого пути Клюева совпало с первыми грозовыми годами двадцатого века. Юноша из глухой Олонецкой губернии "пошел в народ": странствовал по селам, вел опасные беседы с крестьянами, распростра­нял прокламации. И не миновал за это тюрьмы, отсидев в ней несколько месяцев. Стихи Клюева не выделялись из сочинений крестьянских и рабочих поэтов, легально и нелегально публиковавшихся тогда. О народном гневе, который вот-вот приведет к взрыву, о желанной свободе они говорили словами обкатанными, стертыми от постоянного употребления. Будущий олонецкий "баюн" тоже усвоил этот общий язык призывов:

Где вы, невинные, чистые,

Смелые духом борцы,

Родины звезды лучистые,

Доли народной певцы?

Родина, кровью облитая,

Ждет вас, как светлого дня,

Тьмою кромешной покрытая,

Ждет – не дождется огня!

 Но уже к выходу первой книги стихов "Сосен перезвон" двадцатисемилетний Клюев обрел и свой голос, и свой язык. Он занял особое место в тогдашней поэзии, которую представляли крупные таланты – Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов. Пожалуй, это было место, не занятое в лирике со времен Некрасова и Кольцова. Только судьба отвела его певцу не из центральной России, а из поморских северных краев, где еще сохранялась в языке и обычаях средневековая Русь:

От кудрявых стружек тянет смолью,

Духовит, как улей, белый сруб.

Крепкогрудый плотник тешет колья,

На слова медлителен и скуп.

Одним из первых стихи молодого автора оценил Александр Блок. Между поэтами завязывается оживленная переписка. На Блока весточки от олонецкого певца, самостоятельность и оригинальность его суждений неизменно производят сильное впечат­ление. Он записывает в дневнике или сообщает кому-либо из близких:

 "Послание Клюева все эти дни – поет в душе". "Если бы ты знал, ка­кое письмо было на днях от Клюева... по приезде прочту тебе. Это – документ огромной важности (о современной России – народной, конеч­но), который еще и еще утверждает меня в моих заветных думах и надеждах". "Клюев – большое событие в моей осенней жизни".

Конечно, как человек глубоко религиозный, Клюев в своей образно-поэтической системе использовал ту лексику, которая была близка ему с детства. "Кадильный дым лесов" или "звездочка-свечка" казались поэту такими же привычными, естественными, как для других певцов – его современников мирские, светские образы. По сути же своей стихи олонецкого крестьянина были вполне земными, мирскими (недаром одна из книг Николая Клюева называлась "Мирские думы"), глубоко народными по мироощущению; они открывали поэзию в будничной крестьянской жизни, в скромной северной природе и всегда оставляли светлое, кроткое настроение:

Пашни буры, межи зелены,

Спит за елями закат,

Камней мшистые расщелины

Влагу вешнюю таят.

 

Поэзия Клюева во многом непонятна читателю в связи с существованием языкового барьера между читателем и поэтом. Чтобы понять образный язык Клюева, необходимо обладать определенным багажом знаний. Здесь важно разбираться не только в русской литературе, но и в мировой, знать не только древнюю историю, но и современность. Отсюда мнение, что поэзия Николая Клюева элитарная, то есть предназначенная не для всех, а только для избранного числа лиц, так сказать, для посвященных. Это связано с тем, что современная культура утратила священные начала.

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.