70 лет со дня выхода книги Хемингуэя Э. «Старик и море»
«Все хорошие книги похожи друг на друга:
они правдивее жизни».
(Э. Хемингуэй)
Повесть-притча американского писателя и журналиста Эрнеста Миллера Хемингуэя «Старик и море» уже давно стала современной классикой.
Написанная в 1950–1951 гг. на Кубе, где писатель жил в последний период своей жизни, опубликованная в 1952 г. в журнале «Лайф», она тогда же вышла отдельной книгой. Повесть принесла Хемингуэю две самые престижные награды в области литературы – Пулитцеровскую и Нобелевскую премии.
Изначально автор хотел создать роман с большим количеством действующих лиц-рыбаков, но именно решение сделать историю притчей, стало судьбоносным: повесть полюбили и любят даже сегодня.
Само название напоминает название народной сказки. Или не народной. Почти сказка о рыбаке и рыбке. Жизнь главного героя, правда, не сказка, но старика веселые глаза. Море в данном случае является символом вещного пространства человека, а также духовной его жизни. Жизнь изобильна и сурова, как море. Но даже если ты немощный уже старик, то можешь взять от нее все. Кстати, возраст особой роли не играет. Когда создавалась повесть, Фуэнтес был еще молодым, да и у Старика глаза молодые.
Старик одолел и марлина, и морских хищников, но вернулся домой ни с чем. Во время борьбы он не задумывался о том, как ему тяжело, голодно или больно от покалеченных рук. Он просто копил силы для главной битвы в своей жизни. Разумеется, новелла о воле к победе и о том, что даже если у тебя ничего не осталось, важно не терять себя – это единственно оружие, которое всегда с тобой
Главным принципом Хемингуэя было писать как можно более правдиво, писать, передавая читателю мысли, поступки и переживания так, чтобы он почувствовал, что прочитанное им стало частью его жизненного опыта и как бы происходило на самом деле. Это светлая книга о дружбе старика и ребенка. Выходя победителем из схватки, старик дает мальчику тем самым прекрасный жизненный урок.
«Старик и море» – это книга для всех. Она ни разу не стала объектом интеллектуальной критики.