Версия для слабовидящих

Новости

Майков Аполлон Николаевич

О мысль поэта! ты вольна,
Как песня вольной гальционы!
В тебе самой твои законы,
Сама собою ты стройна!..

1839. Санкт-Петербург

#культурадляшкольников

#юбилеи_писателей_поэтов

200 лет со дня рождения А. Н. Майкова

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году в образованной и талантливой семье. Отец его был художником - живописцем, братья Валериан и Леонид – писателями. В доме отца часто бывали писатели, артисты, велись литературные беседы, спорили по вопросам искусства.

«Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров, дававший в семье уроки литературы и русского языка.

Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарён и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Аполлон Майков окончил Петербургский университет по словесному факультету.

Стихи он начал писать, будучи в университете. Его стихи звучали молодо, чисто, свежо. Они были опубликованы в семейных рукописных сборниках "Подснежник" и "Лунные ночи", а первая настоящая книга стихов вышла из печати, когда автору было двадцать два года. Первые поэтические опыты Аполлон отнёс к профессору Плетневу, редактору журнала «Современник». Плетнев одобрил опыты Майкова. В 1840 г. в Одесском альманахе было напечатано  стихотворение «Сон», подписанное буквой «М». Белинский приветствовал это стихотворение и угадал в авторе крупного поэта.

Плетнёв П. А.

Белинский В. Г.

СОН

Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы жёлтые, покрытые скирдами.
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, -
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звёзд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.

В 1844 году Майков издал первый сборник стихотворений, выдвинувший автора, как поэта. «Поэтический, полный жизни и определённости язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский.

За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года.

Крупным событием в его жизни была поездка в Италию, где Майков, как художник и любитель прекрасного в искусстве и природе, нашёл богатый материал для изучения и наблюдения. Поэт посещал музеи и художественные галереи Италии и наслаждался природой. Пребывание в Италии имело большое влияние на его творческое развитие.

Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешёл к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

Вернувшись в Россию, Майков был библиотекарем Румянцевского музея, а после смерти Тютчева исполнял обязанности председателя комитета иностранной цензуры.

Румянцевский музей

В 1844 году, Аполлон Майков становится заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.

С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым.

Михаил Петрашевский

Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве всё-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».

…На полке книги — да, о человеке
Вы можете наверно заключать
По избранной его библиотеке,
В его душе, в понятиях читать, —
Лежали там комедии Гольдони,
История мадонны и святых,
Либретто оперы, стихи Тассони
Да календарь процессий храмовых…

Аполлон Майков. Отрывок из поэмы «Две судьбы» (1845)

 

Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил своё отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своём «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».

Заседание кружка

В условиях усилившейся после 1848 года реакции Майков сблизился с "Молодой редакцией" журнала "Москвитянин", со славянофилами и перекочевал в лагерь консерваторов. В этот период поэт утверждает религию и отрицает атеизм. Он выступает против западноевропейской культуры, видя в ней наиболее полное проявление атеизма и скептицизма, ведущих общество, по мнению Майкова, к идейно -нравственному распаду ("Три смерти", 1852).

Он отстаивает самодержавно-православную Россию как оплот духовного возрождения. В этот период Майков пишет самодержавно-патриотические стихи: "Клермонтский собор", "1854 год", "18-го февраля 1855 года". Но при этом на всём протяжении своего творчества Майков остался приверженцем и пропагандистом гуманизма ("Савонарола", 1851), добра и правды.

Немного позже поэт в своём творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.

 В условиях усилившейся после 1848 года реакции Майков сблизился с "Молодой редакцией" журнала "Москвитянин", со славянофилами и перекочевал в лагерь консерваторов. В этот период поэт утверждает религию и отрицает атеизм. Он выступает против западноевропейской культуры, видя в ней наиболее полное проявление атеизма и скептицизма, ведущих общество, по мнению Майкова, к идейно -нравственному распаду ("Три смерти", 1852).

Он отстаивает самодержавно-православную Россию как оплот духовного возрождения. В этот период Майков пишет самодержавно-патриотические стихи: "Клермонтский собор", "1854 год", "18-го февраля 1855 года". Но при этом на всём протяжении своего творчества Майков остался приверженцем и пропагандистом гуманизма ("Савонарола", 1851), добра и правды.

Немного позже поэт в своём творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.

 Майков был влюблён в историю. Он не раз бывал за границей - в основном в Италии и Греции, так как особенно интересовался античной историей. Критик В.Г. Белинский сказал о Майкове: "Он смотрел на жизнь глазами античного грека".

Русская история интересовала поэта не меньше античной. Ему принадлежит один из лучших переводов великой древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве".

Майков был влюблён в историю. Он не раз бывал за границей - в основном в Италии и Греции, так как особенно интересовался античной историей. Критик В.Г. Белинский сказал о Майкове: "Он смотрел на жизнь глазами античного грека".

Русская история интересовала поэта не меньше античной. Ему принадлежит один из лучших переводов великой древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве".

Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы - и в молодости, и в старости, - одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверия к жизни и нежного внимания к душе человека.

Нива

По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь — повсюду рожь густая!
Иду — с трудом её руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной,
И колют мне лицо… Иду я, наклоняясь,
Как будто бы от пчёл тревожных отбиваясь,
Когда, перескочив чрез ивовый плетень,
Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, божья благодать!.. О, как прилечь отрадно
В тени высокой ржи, где сыро и прохладно!
Заботы полные, колосья надо мной
Беседу важную ведут между собой...

В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.

Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге.

 

 

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.