О мысль поэта! ты вольна,
Как песня вольной гальционы!
В тебе самой твои законы,
Сама собою ты стройна!..
1839. Санкт-Петербург
200 лет со дня рождения А. Н. Майкова
Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году в образованной и талантливой семье. Отец его был художником - живописцем, братья Валериан и Леонид – писателями. В доме отца часто бывали писатели, артисты, велись литературные беседы, спорили по вопросам искусства.
«Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров, дававший в семье уроки литературы и русского языка.
Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарён и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.
Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Аполлон Майков окончил Петербургский университет по словесному факультету.
Стихи он начал писать, будучи в университете. Его стихи звучали молодо, чисто, свежо. Они были опубликованы в семейных рукописных сборниках "Подснежник" и "Лунные ночи", а первая настоящая книга стихов вышла из печати, когда автору было двадцать два года. Первые поэтические опыты Аполлон отнёс к профессору Плетневу, редактору журнала «Современник». Плетнев одобрил опыты Майкова. В 1840 г. в Одесском альманахе было напечатано стихотворение «Сон», подписанное буквой «М». Белинский приветствовал это стихотворение и угадал в авторе крупного поэта.
Плетнёв П. А. |
Белинский В. Г. |
СОН
Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы жёлтые, покрытые скирдами.
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, -
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звёзд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.
В 1844 году Майков издал первый сборник стихотворений, выдвинувший автора, как поэта. «Поэтический, полный жизни и определённости язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский.
За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года.
Крупным событием в его жизни была поездка в Италию, где Майков, как художник и любитель прекрасного в искусстве и природе, нашёл богатый материал для изучения и наблюдения. Поэт посещал музеи и художественные галереи Италии и наслаждался природой. Пребывание в Италии имело большое влияние на его творческое развитие.
Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешёл к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».
Вернувшись в Россию, Майков был библиотекарем Румянцевского музея, а после смерти Тютчева исполнял обязанности председателя комитета иностранной цензуры.
Румянцевский музей
В 1844 году, Аполлон Майков становится заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.
С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым.
Михаил Петрашевский |
Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве всё-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька». …На полке книги — да, о человеке Аполлон Майков. Отрывок из поэмы «Две судьбы» (1845)
|
Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил своё отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своём «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».
Заседание кружка
В условиях усилившейся после 1848 года реакции Майков сблизился с "Молодой редакцией" журнала "Москвитянин", со славянофилами и перекочевал в лагерь консерваторов. В этот период поэт утверждает религию и отрицает атеизм. Он выступает против западноевропейской культуры, видя в ней наиболее полное проявление атеизма и скептицизма, ведущих общество, по мнению Майкова, к идейно -нравственному распаду ("Три смерти", 1852).
Он отстаивает самодержавно-православную Россию как оплот духовного возрождения. В этот период Майков пишет самодержавно-патриотические стихи: "Клермонтский собор", "1854 год", "18-го февраля 1855 года". Но при этом на всём протяжении своего творчества Майков остался приверженцем и пропагандистом гуманизма ("Савонарола", 1851), добра и правды.
Немного позже поэт в своём творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.
В условиях усилившейся после 1848 года реакции Майков сблизился с "Молодой редакцией" журнала "Москвитянин", со славянофилами и перекочевал в лагерь консерваторов. В этот период поэт утверждает религию и отрицает атеизм. Он выступает против западноевропейской культуры, видя в ней наиболее полное проявление атеизма и скептицизма, ведущих общество, по мнению Майкова, к идейно -нравственному распаду ("Три смерти", 1852).
Он отстаивает самодержавно-православную Россию как оплот духовного возрождения. В этот период Майков пишет самодержавно-патриотические стихи: "Клермонтский собор", "1854 год", "18-го февраля 1855 года". Но при этом на всём протяжении своего творчества Майков остался приверженцем и пропагандистом гуманизма ("Савонарола", 1851), добра и правды.
Немного позже поэт в своём творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.
Майков был влюблён в историю. Он не раз бывал за границей - в основном в Италии и Греции, так как особенно интересовался античной историей. Критик В.Г. Белинский сказал о Майкове: "Он смотрел на жизнь глазами античного грека".
Русская история интересовала поэта не меньше античной. Ему принадлежит один из лучших переводов великой древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве".
Майков был влюблён в историю. Он не раз бывал за границей - в основном в Италии и Греции, так как особенно интересовался античной историей. Критик В.Г. Белинский сказал о Майкове: "Он смотрел на жизнь глазами античного грека".
Русская история интересовала поэта не меньше античной. Ему принадлежит один из лучших переводов великой древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве".
Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы - и в молодости, и в старости, - одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверия к жизни и нежного внимания к душе человека.
Нива По ниве прохожу я узкою межой, О, божья благодать!.. О, как прилечь отрадно |
В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.
Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге.