#ГодСемьи2024 #СемейныеИстории_вобм
Первое упоминание о Катаевых, конкретно об Андрее Мамонтовиче Катаеве, «посадском человеке», проживавшем в селе Шестаково, относится к 1615 году. Его сын Матвей Андреевич — родоначальник священнической династии Катаевых.
Прадед писателя, священник Алексий, служил в Преображенском соборе города Вятки, и известно, что за «пасторское окормление» отправлявшихся на войну с Наполеоном ополченцев получил бронзовый наперсный крест. У отца Алексия Катаева и его жены, матушки Екатерины Лесниковой, было семеро детей. Старший и младший учились в Вятской духовной семинарии. Василий Алексеевич Катаев (1819–1871), дед писателя, после Вятки поступил в Московскую духовную академию. С 1846 года он работал инспектором в Глазовском духовном училище, был протоиереем Ижевского оружейного завода. В июне 1861 года отца Василия перевели в Вятский кафедральный собор. Женился Катаев на Павле Павловне Мышкиной, также происходившей из священнического рода, кстати, родственнице художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. В семье родилось семеро детей, из которых четверо умерли в младенчестве. Три сына учились все в той же Вятской духовной семинарии.
Марихен Крегер приняла православие, стала Марией Ивановной, на почтовых лошадях отправилась с мужем из Гамбурга в неведомую Бессарабию «… и больше ни своей семьи, ни своей родины уже никогда не видела». У Елисея Алексеевича и Марии Ивановны родились две дочери и два сына. Младший, Иван Елисеевич — дед Катаева.
Валентин Петрович вспоминал о «любимой мамочке-волшебнице» как о лёгкой, праздничной, юмористичной, смягчающей нрав отца, суховато-строгого, порой вспыльчивого. Валентину Петровичу было шесть, когда во время прогулки Евгения Ивановна простудилась и умерла от плеврита. Это произошло вскоре после рождения младшего сына Катаевых, Евгения. Боль от потери матери дедушка пронес через всю жизнь. В Одессу из Екатеринослава переехала сестра Евгении Ивановны, 33-летняя Елизавета Бачей, тетя Лиля, поселилась у Катаевых, взяв на себя воспитание мальчиков и ведение хозяйства. Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы.
Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник». В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева. В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. Один из рассказов Катаева тех лет — «Отче наш» — следует по праву отнести к русской литературной классике. В самом конце войны, в канун Победы, он пишет одну из своих самых «солнечных» повестей — «Сын полка». Её герой — мальчик Ваня Солнцев — с недетской судьбой, но одновременно с чистотой и поэтичностью восприятия мира.
Евгений Петров, гениальный соавтор Ильи Ильфа, литературный «отец» Остапа Бендера, был младшим братом Валентина Катаева. Так как старший - Валентин - уже сделал фамилию знаменитой, то Евгений Катаев взял себе псевдоним по собственному отчеству, справедливо предположив, что двух Катаевых «Боливар родной словесности» не выдержит, возникнет путаница. «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву» - такую надпись можно увидеть на первой странице любого издания «12 стульев». Сейчас мало кто знает, что идея знаменитого романа принадлежала именно Валентину Катаеву. На тот момент писатель был на пике своей славы и просто не знал, куда девать все идеи, которые приходили ему в голову. Однажды он придумал историю о бриллиантах, спрятанных в стуле, и «подарил» этот сюжет брату и его другу. Условия литературного сотрудничества были таковы: Ильф и Петров на основе идеи о двенадцати стульях напишут черновой вариант романа, а когда всё будет готово, сам Катаев «пройдется по нему рукой мастера». Должно было выйти очень забавное произведение, носящее в себе эту авторскую тайну, но опубликованное под фамилиями всех троих. Когда же друзья написали роман, Катаев не узнал своего замысла и сказал, что книга обойдется без его правки и будет иметь успех. Соавторы не только великолепно разработали заданные им повороты сюжета, но и ввели в роман совершенно новый персонаж – Остапа Бендера. Валентин тут же отказался от каких-либо прав на соавторство, но поставил два условия: чтобы на всех изданиях романа печаталось посвящение, и чтобы с первого гонорара друзья купили ему золотой портсигар. Ильф и Петров, не думавшие, что книгу удастся напечатать хоть один раз, согласились. Поэтому начиная с самого первого издания и до последних книг, которые переиздаются сегодня, все экземпляры выходят с посвящением Валентину Петровичу Катаеву. Что же касается подарка с гонорара, то писатели, обожавшие розыгрыши, подшутили над старшим братом, подарив ему дамский портсигар, объявив, что не было уговора, каким должен быть этот предмет: мужским или женским.
Источники:
https://dzen.ru/a/Y6P8z_sFHm-7Zv9R
https://ru.wikipedia.org/wiki/Катаев,_Валентин_Петрович