Кибитки. Цветные платки. Танцы и песни. Гадание... Какие ещё ассоциации возникают у вас при образе цыганки? Пользуясь случаем, в преддверии Международного дня цыган мы хотим рассказать об удивительной женщине-цыганке, Надежде Георгиевне Деметр, которая совершенно не вписывается в привычные нам стереотипы. Доктор исторических наук, специалист в области этнографии и истории цыган, эксперт ОБСЕ и Совета Европы по проблемам цыган.
По статистике, всего 4% цыган в нашей стране имеют высшее образование и в основном, оно связано с культурой. Но эта женщина - достойная представительница цыганского народа, самая образованная цыганская женщина, которая на мировом уровне отстаивает права цыган.
Надежда Георгиевна родилась 18 мая 1953 года. Она является представительницей прославленной династии Деметр, которая дала России немало выдающихся деятелей культуры и искусства - артистов, певцов, поэтов, писателей и т. д.
В 1977 году Надежда окончила этнографическое отделение исторического факультета Московского Государственного Университета имени Ломоносова. Если внимательно вчитаться в эти строки, нетрудно понять, насколько это немыслимо для цыганки. Тем более в середине 70 годов прошлого столетия! Уже тогда было понятно, что Деметр пойдет очень далеко.
Свою карьеру молодая выпускница начала в Институте этнографии Российской Академии Наук. Там она трудится до сих пор.
В 1988 году Надежда Георгиевна стала кандидатом наук, защитив диссертацию по теме “Семейная обрядность цыган-кэлдэрари в конце ХІХ - начале ХХ веков”, а в 2000 году - докторскую по теме “Цыгане Европы: проблемы этнокультурной истории в период с Х по ХХ века”.
В настоящее время Надежда Деметр является экспертом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы по проблемам цыган, а также председателем регионального совета Федеральной национально-культурной автономии российских цыган. Столь высокий статус позволяет ей помогать ромам на всех уровнях и быть самым настоящим голосом современного цыганского общества, который не боится говорить о важном и наболевшем.
Так было, к примеру, в дни Плехановского конфликта. Тогда Надежда Георгиевна не побоялась вступить в полемику с враждебно настроенными журналистами и многочисленными клеветниками, смело называя вещи своими именами и грамотно аргументируя собственную точку зрения.
Надежда Георгиевна внесла существенный вклад в изучение этнополитических и этнокультурных особенностей европейских цыган. Работала в сферах изучения этнической истории цыган, возникновения и развития традиций, быта и культуры цыган Европы и их региональных групп.
Занимается исследованиями проблем этничности и национальных меньшинств, включая национальные меньшинства Восточной Европы в новых условиях после падения социалистических режимов. Ведёт общественно-научную работу в рамках темы «Правовое обеспечение национальных меньшинств».
Надежда Деметр побывала в гостях программы «Наше утро». Она развеяла мифы о цыганах, рассказала читателям НСН о том, как отпраздновали Международный день цыган 8 апреля, о большой любви к лошадям и о прошедших через века традициях…
- Надежда, скажите честно, как часто люди пугаются и реагируют, когда узнают, что Вы - цыганка?
- Это зависит от обстоятельств. Если это происходит в Институте этнологии и антропологии в Российской академии наук, где я работаю, то к этому относятся нормально. Но если мне нужно что-то продать или купить, то не дай Бог узнают. Это меня иногда обижает. В последние годы это стало проявляться гораздо чаще. Но что поделать, если СМИ сформировали совершенно негативный стереотип, который перебить очень сложно, даже если лет десять по Указу президента о нас не будут писать ничего плохого.
- Говорят, что все цыгане хорошие артисты и хорошо поют?
- А вот это правда. Был спектр профессий, который они переносили из страны в страну, из века в век. Это воспитывается с детства. Это своего рода кастовость. Есть три кита, на которых стоят цыгане. И это вовсе не попрошайничество, а ремесла, музыка и гадание.
- А еще большинство цыган кочует...
- Это тоже стереотип. Есть группы цыган, которые уже 900 лет живут на одном месте. В России в 1956 году был издан указ, подписанный Ворошиловым, о запрещении бродяжничества. За неподчинение грозило 5 лет ссылки с трудовыми работами. Тогда все цыгане осели и кочевание, по сути, прекратилось.
- Но, хоть любовь к лошадям осталась?
- Она настолько сильна, что в фольклоре только лошади и воспеваются. Конь - это друг, он выручит из беды, поможет в трудную минуту. Цыгане знали повадки лошадей, умели выхаживать их, помогали Красной армии даже объезжать лошадей, когда это было практически невозможно. Это и было их занятием долгое время. Сейчас мало кто этим занимается. Но, например, на ипподроме в Санкт-Петербурге цыгане хорошо представлены.
- Все ли цыгане должны владеть своим родным языком?
- Язык – такой особенный маркер, особенно у цыган, у которых нет территории, нет государственности. Они по другому никак не могут выразить свои интересы. И когда человек обращается по-цыгански, он сразу становится ближе. Но цыгане заимствуют и русские слова. Они заимствуют многое из культуры страны, где живут.
- Пишут, что есть шесть ветвей цыган, а у вас нет конкуренции?
- На самом деле их 80. Они очень отличаются. Но конкуренции нет. И субстрат в языке единый – индийский.
- Какие праздники отмечаются?
- Международный день Цыган отмечается 8 апреля. У нас было очень много серьезных и несерьезных мероприятий. Мы провели конференцию, она была посвящена реализации социально-экономического и этнокультурного плана развития цыган России. Он принят Правительством. Мы поговорили о делах, потом провели панихиду по погибшим на войне от нацизма. Цыган убивали на месте, даже не везли в концлагеря. Об этом никто не говорит, это трагедия, не замеченная миром. Вечером был концерт. Моя сестра закончила консерваторию. Мы пели песни, кроме «Очи черные» у нас много песен. А так-то все православные праздники цыгане отмечают. Пасху, вот, будем отмечать. Все соблюдают пост.
Отзыв представителей цыган о Надежде Деметр: "Именно с таких людей, которые представляют собой цвет нашей великой нации, и нужно брать пример современной молодежи. Только тогда ромы смогут занять достойное место среди других народов и отстоять свои интересы в правовом поле".