В партизанских отрядах плечом к плечу с советскими людьми сражались словацкие солдаты и офицеры, не желавшие воевать на стороне нацистов.
Как словацкие патриоты оказались в советских партизанских отрядах?
Среди сателлитов Германии, участвовавших в агрессии против СССР, оказалось и марионеточное Словацкое государство, идеология которого совмещала клерикализм и фашизм. Сразу после образования в марте 1939 года «независимой» Словакии Берлин навязал ей так называемый Охранный договор. Взяв новое государство под полный контроль, Третий рейх использовал его территорию и ресурсы для подготовки нападения на Советский Союз. Такое развитие событий с самого начала вызывало недовольство словацкого населения, среди которого были сильны русофильские и просоветские настроения. Шокирующий опыт знакомства со зверствами гитлеровских войск на оккупированной территории СССР и контакты с местными жителями оказали колоссальное влияние на словацких военнослужащих. В их рядах усилились антифашистские настроения, что в итоге привело к переходу многих словаков на сторону советских партизан.
Подвиг Яна Налепки
Одним из героев-антифашистов стал капитан Ян Налепка. Он родился 20 сентября 1912 года в крестьянской семье неподалёку от города Спишска-Нова-Вес. После окончания учительской семинарии Налепка несколько лет работал в сельской школе и публиковал статьи в чехословацкой «Учительской газете», где в полной мере проявились его антифашистские и просоветские настроения. В 1934-м молодого учителя призвали в армию. В офицерской школе он получил звание подпоручика. Будучи убеждённым приверженцем идеи славянского братства и сторонником единства государства чехов и славаков, Налепка крайне болезненно воспринял распад Чехословакии и образование прогерманской Словацкой республики.
Летом 1941 года 2-ю пехотную дивизию, в которой он служил, отправили на советско-германский фронт. Здесь, став свидетелем многочисленных нацистских зверств, Налепка ещё больше утвердился в своих антифашистских взглядах и симпатиях к СССР и советскому народу. Заняв должность начальника штаба 101-го пехотного полка, расквартированного в Ельске, и по совместительству офицера разведки, он получил доступ к ценной информации, которую начал регулярно передавать партизанам через связных из местного населения.
8 декабря 1942 года группа словацких офицеров-антифашистов во главе с Налепкой встретилась с руководителями партизанского движения Романом Мачульским и Кириллом Мазуровым.
В самом конце 1942 года Налепка с единомышленниками из числа офицеров-антифашистов подготовил план перехода на сторону партизан всего личного состава 101-го полка. Реализовать его не удалось, поскольку в результате доноса начальник штаба попал под подозрение. В мае 1943-го он с группой словацких офицеров ушёл к партизанам.
Налепка успешно руководил боевыми действиями своего отряда на территории Украинского и Белорусского Полесья, приняв активное участие в отражении карательных акций немецких и венгерских войск против партизан. Так, 26 июня 1943 года его подразделение и партизанский отряд имени С. М. Буденного организовал успешную засаду на автотрассе. В ходе ожесточенного боя была полностью разгромлена крупная немецкая автоколонна: уничтожено более 70 немецких солдат и офицеров и 5 грузовиков.
16 ноября партизаны отряда Налепки во взаимодействии с другими партизанскими соединениями и войсками 1-го Украинского фронта участвовали в сражениях за освобождение города Овруча Житомирской области. В этот день в бою за здание вокзала, стремясь подавить огневую точку противника, отважный словацкий офицер погиб.
Память и беспамятство
Вместе со своим соотечественником, чехом Отакаром Ярошем, павшим смертью храбрых в столкновении с гитлеровцами в марте 1943 года, Ян Налепка вошёл в число первых иностранцев, удостоенных звания Героя Советского Союза. Памятники герою были установлены в Овруче и его родном городе Спишска-Нова-Вес.
Бывший партизан Микулаш Ревилак, воевавший в Белоруссии и впоследствии ставший подполковником Чехословацкой народной армии, писал: «Партизанское братство никогда не забуду. … Братская дружба белорусов и словаков, выкованная в партизанских боях против фашистских захватчиков, останется нерушима навеки».
Увы, но в современной Словакии, элита которой послушно выполняет указания своих геополитических хозяев, заветы Ревилака и других воинов-антифашистов преданы забвению. Ярким проявлением сервильности официальной Братиславы стало демонстративное наказание посла Словакии в Республике Беларусь Йозефа Мигаша. Вопреки категорическому запрету Евросоюза, посол принял участие в торжествах по случаю Дня Победы в Минске 9 мая 2020 года, заявив, что как сын партизана и антифашиста он не может игнорировать этот священный праздник. Сразу после этого посол был отозван с должности и уволен с дипломатической службы...
Ревизия истории вызывает справедливое возмущение значительной части словацкой общественности, особенно людей среднего и старшего поколения, которые усматривают в этом не только беспардонную фальсификацию фактов, но и надругательство над памятью об их соотечественниках-антифашистах и воинах Красной армии, погибших за освобождение Чехословакии.
Источник: журнал «Историк» № 5 (89) май, 2022